Здравствуйте!
Запоминать геометрические фигуры ребёнок в среднем будет в возрасте 1-3 лет. В этот период он проходит путь усложнения своих познаний и представлений от плоских фигур до объёмных форм.
Начинать обучение фигурам следует уже с годовалого возраста, делать это стоит во время игры и бытового общения. Каждый раз, когда вы берёте игрушку с квадратными, круглыми или треугольными элементами, называйте формы вслух. Обычно изучение форм идёт рука об руку с цветами. Поэтому можно услышать такой диалог из детской: «Что держит в лапах мишка? Мишка держит красный квадратик» и так далее.
Первые формы, которые узнаёт малыш, – это круг, квадрат, треугольник. Сперва ему будет слишком сложно отличить круг от овала, а квадрат от прямоугольника, поэтому не стоит торопиться.
Для возраста от 1 до 2 лет подходят такие игры на изучение форм:
● Сортеры всех видов. Это рамки-вкладыши, пирамиды с разными фигурами, «яйца», половинки которых нужно соединить, а также кубы с прорезями для квадртиков, кружочков и треугольников. Сортер можно сделать и своими руками, для этого нужно вырезать из картона разные формы и раскладывать их по тарелочкам.
● Принеси всё круглое/квадратное. Попросите ребёнка принести мячик, при этом обязательно скажите, что он круглый. Потом спросите, что ещё есть в комнате круглое? Не ждите, что ребёнок сразу вам ответит, скорее всего, вам нужно будет самому помогать. Так малыш принесёт круглый апельсин или яблоко, тарелку и т.д.
● Лепите фигуры из пластилина, называйте их. Если у ребёнка уже получается скатать шарик, пусть он вам помогает.
● Стройте из конструктора. Квадратный домик, треугольная крыша, круглые колёса у машины – все детали конструктора геометрически точные, однотипные, подходящие для изучения.
● Соедини точки. Этот навык рисования, проведение линии от точки до точки, будет освоен ближе к 2 годам. Поставьте толстые точки, попросите ребёнка соединить их, чтобы получилась фигура, назовите её.
● Сотри фигуру. На доске нарисуйте мелом фигуру (проводите тонкие линии). Попросите ребёнка намочить палец и стереть им фигуру, проводя рукой точно по контуру.
С 2 до 3 лет можно расширить количество фигур, добавив ромб, овал, прямоугольник и трапецию. Задача стала сложнее, но и игры теперь можно проводить более интересные, так как усидчивость ребёнка увеличивается. Вот пример игр для изучения форм:
● Вырежьте по две одинаковые крупные фигуры – два ромба, два овала и т.д. На одну фигуру из каждой пары наклейте/нарисуйте зверушку. Скажите ребёнку, что за лесными жителями гонится волк, и их нужно спрятать, накрыв такой же фигурой.
● Рисуем из фигур. На листочке нарисуйте основу – геометрическую форму. И предложите ребёнку дорисовать рисунок до законченной картинки. Можно также добавить в творческий процесс рисование с трафаретами, конечно, геометрическими.
● Геометрическая полоса препятствий. Изолентой нарисуйте на полу разные фигуры. Теперь давайте задания, как допрыгать от одного конца комнаты до другого, наступая только на фигуры. Например: «Два квадрата, три овала, трапеция».
● Вырезайте из теста для лепки, готовьте вместе фигурные печенья.
Если ваш ребёнок уже научился говорить, поиграйте с ним в ассоциации, по очереди предлагая свои варианты, с чем у вас ассоциируется та или иная фигура. Классифицируйте фигуры, например, по количеству углов и их отсутствию. Гуляя на улице, играйте в игру «Я вижу что-то квадратное/прямоугольное/овальное», когда второй участник должен отгадать, что видит ведущий.
Также к 3 годам ребёнок с удовольствием будет играть в геометрическое лото, домино или мемори. Используйте карточки, раскраски и разные пособия. Играйте в логические задачки, например, найди лишнее или закончи ряд, используя геометрические формы.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности».