Красота в архитектуре - это соразмерность. В более широком смысле - гармония. В более узком - пропорциональность.
Во-первых, архитектурное сооружение должно быть соразмерно внутри самого себя. То есть все его части должны соотноситься друг с другом в рамках единой пропорции. Пример. В курсе истории архитектуры часто рассказывают, что для греческого дорического ордера характерны, например, массивные гладкие колонны и простые капители в виде круглой и квадратной плит. А для ионического ордера - колонны с каннелюрами (желобками) и более изысканные капители с волютами (завитками). Однако главная характеристика часто остаётся в стороне. Это строгие, но совершенно разные пропорции всего здания. Более массивный (мужской) дорический храм и более изысканный (женский) ионический храм. Тогда ученики начинают (постепенно конечно) видеть красоту пропорций всего здания, а не угадывать в нём отдельные детали.
С этой точки зрения уникальным явлением в русской архитектуре является творчество К. И. Росси. Пропорциональность его зданий так совершенна, что испытываешь настоящее наслаждение, просто находясь рядом с ними (например, на улице "Зодчего Росси" или у Михайловского дворца в Санкт-Петербурге).
Соразмерность должна соблюдаться не только в пропорциях частей знания, но и в соотношении других элементов (окраски, основного объема и украшений и пр.).
Во-вторых, красота здесь проявляется через соразмерность архитектурного сооружения человеку. Ведь архитектура - это художественная организации пространства человеческой жизни. Потому здание должно соотноситься с человеком, его внешними пропорциями и пропорциями духовного мира. Так сверхчеловеческий готический собор прекрасно соотносится с духовным миром человека Позднего Средневековья, а прихотливые формы барочного сооружения - с духовным миром человека 16-17 веков.
Но архитектурное сооружение должно быть соразмерно и процессу перехода человека из внешнего пространства во внутреннее. Оно должно готовить этот процесс, сопровождать человека, показывая разные грани внешнего вида (экстерьера) и внутреннего мира (интерьера). Этот переход настолько важен, что подчас всё архитектурное сооружение состоит только из одного перехода (например, триумфальная арка).
В -третьих, архитектурное сооружение должно быть соразмерно окружающему пространству. Должно быть органично вписано в него. Вспомните, например, какой диссонанс возникает у зрителя в момент восприятия знаменитого Темпьетто Д. Браманте в Риме, плотно зажатого окружающими постройками, разрушающими первоначальный замысел архитектора.
И в-четвёртых, архитектурное сооружение - это не застывшая картинка, на которую нужно любоваться. Хотя нередко именно так его и воспринимают. Это функциональное здание, в котором идёт (должна идти) своя особенная жизнь. Соразмерность здания с той жизнью, для которой оно предназначено, тоже является важным элементом красоты. Храм, в котором расположилась, например, киностудия, много лишается в своей красоте.
Всё вышесказанное заставляет внимательно отнестись к восприятию произведения архитектуры. Невозможно полноценно воспринять архитектурную красоту лишь по картинке, фотографии или по созерцанию фасадов. Необходимо увидеть окружение здания, пройти из внешнего пространства во внутреннее, увидеть интерьеры, понять (почувствовать) происходящие (происходившие) здесь действия. Тогда станет понятна логика архитектурных форм, и раскроется их подлинная красота.