@Татьяна Золотухина, если мозговой штурм не обязательно повышает креативность, то он и необязательно её понижает, и тем более затмевает. Здесь речь идёт
не о штурме идей, а
о штурме проблемы с помощью возникающих идей.
Расслабиться и довериться приходящим в голову идеям способствуют определённые правила мозгового штурма, среди которых: а) подбор участников, среди которых не должно быть конфликтующих; б) разделение всего процесса на стадии обсуждения проблемы, генерации идей, критики и отбора подходящих идей, синтеза решения из оставшихся идей; в) запрет на критику во время генерации идей; г) разные типы мышления участников (реалисты, идеалисты, прагматики, аналитики, синтезаторы, и т.д.). Все эти правила способствуют возникновению вдохновения и воодушевления среди участников мозгового штурма.
Если вы знаете о таком психологическом механизме, как интериоризация (овнутрение внешнего, переход внешнего во внутреннее), то вам должно быть понятно, как коллективное достижение становится индивидуальным свойством участников коллектива. Усвоив и применив правила мозгового штурма, увлёкшись процессом генерации идей и последующего их отбора, каждый член коллектива становится раскованней (и в то же время требовательней к себе) в отношении своего индивидуального творчества.
Снижение креативности и её "затмевание" наблюдается у тех участников мозгового штурма, которые отнеслись с недоверием к самому процессу, с внутренней критикой по отношению к каким-то участникам, с некоторым сопротивлением по отношению к руководящим процессом лидеру.
Бывают такие зловредные личности, которые думают: "Вот я сейчас докажу, что весь этот мозговой штурм - полная ерунда." Если они весьма активны в своём доказательстве, то "священный долг" лидера - вовремя удалить такую "заразу" из коллектива.