попробуйте себя в роли фольклориста и фактчекера и попробуйте проверить новостное сообщение - нет ли в нем элементов городской легенды или мистификации. Это задание к моей лекции "Почему мы верим в городскую легенду", где я рассказываю, как можно проверить подозреваемого: текст, который мы считаем городской легендой. Если вы еще не смотрели лекцию - пожалуйста, посмотрите ее.
А теперь - задание.
Сейчас в социальных сетях и мессенджерах распространяется паническая рассылка:
ОСТОРОЖНО! НЕ ВЫДАВАЙТЕ НА ХЭЛЛОУИН ЧЕРНЫХ КОТЯТ, КОШЕК, КОТОВ, ЩЕНЯТ, СОБАК. ВПЕРЕДИ ПРАЗДНИК, НА КОТОРЫЕ САТАНИСТЫ ПРИНОСЯТ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ. ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫ ЧЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ОСТАНОВИТЕ ВРЕМЕННО ПРИСТРОЙСТВО, НЕ ОТДАВАЙТЕ ЖИВОТНЫХ СЕЙЧАС! НАСТАИВАЙТЕ НА ДОГОВОРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ, С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ 1-3 МЕС., И НЕНАВЯЗЧИВЫМ ОТСЛЕЖИВАНИЕМ СУДЬБЫ ВАШЕГО ЖИВОТНОГО. Обычные люди не видят в этом проблемы. НО САТАНИСТЫ И ЖИВОДЁРЫ ВСЕГДА ПРОТИВ.
В других сообщениях утверждается, что на этом основании приют в Новом Уренгое уже перестал выдавать черных котиков (и не только котиков)
Как легко понять, здесь есть два утверждения.
1) Сатанисты накануне Хэллоуина приносят в жертву животных черного цвета
2) На этом основании приюты отказываются выдавать животных.
Естественно, что по гамбургскому счету проверке должны подлежать оба утверждения. Я надеюсь, что вы сможете проверить оба, но если второе затруднительно, сосредоточьте свое внимание на первом. Попытайтесь понять, что это перед вами - страх перед реальными жертвоприношениями или городская легенда?
Для того, чтобы работа шла веселее, я напишу здесь ниже список подсказок (но, конечно, этими подсказками ваши действия не должны ограничиваться)
1) Найдите в сети еще похожие тексты. Обратите внимание - варьируются ли они?
2) Выделите ключевые повторяющиеся слова в разных вариантах и прогуглите их. Посмотрите на результат
3) Появлялись ли такие тексты раньше (в 2020 и ранее)? И если да, то где?Есть ли региональная привязка у таких текстов?
4) Были ли какие-то опровержения или подтверждения? Опровергала ли информацию о сатанистах полиция, например.
5) Является ли текст про сатанистов и Хэллоуин переводным или нет? Выделите ключевые слова и прогуглите по-английски
6) Является ли утверждение "Сатанисты накануне Хэллоуина приносят в жертву животных черного цвета" - а) российской городской легендой б) международной городской легендой с) мистификацией приютов/СМИ
Ответ обоснуйте.
7) Если вы склоняетесь к версиям а-б, то подумайте, какая функция у этой городской легенды и могли ли на распространение легенды повлиять какие-нибудь события или ситуации. Если вы склоняетесь к версии с, то постарайтесь объяснить (желательно с подтверждениями), зачем это надо было тем, кто специально подталкивал распространение панического сообщения.
Вы можете искать в сети, брать устные интервью у хозяев животных/работников приютов, то есть добывать информацию любым удобным способом.
С нетерпением жду ваших ответов к пятнице, 15 октября, в 23.59. Вы можете их оставлять в комментариях к посту прямо, а если файл большой, разделите его на две части и публикуйте в двух комментах подряд.
Я их проверю, напишу комментарии и объявлю победителя!
@Илья Литвинов, Добрый день, отличный разбор, особенно в плане фактов. К этому стоить добавить две вещи. Первое: в США такие легенды о сатанистах крайне продуктивны. Сатанисты мыслятся как некий внутренний враг, который крадет и насилует наших детей, а если не крадет и насилует, то по крайней мере отправляет и убивает, причем Хэллоуин мыслится как время сатанистов. Паника по поводу сатанистов, убивающих детей на Хэллоуин, была в 1970е, потом в 1990-е - паника на тему сатанистов, которые берут из приютов (!!! чувствуете паттерн) детей, чтобы насиловать их и приносить в жертву, и наконец, в 2019-2020 году сложилось массовое представление относительно политической элиты, которая, якобы, вся состоит из сатанистов-педофилов. Закончилось это все штурмом Капитолия в 2020 году. Так что история про черных кошек в США довольно ожидаема, а вот почему она появляется у нас? - вот это второй вопрос.
Сатанисты накануне Хэллоуина приносят в жертву животных черного цвета
Приюты отказываются выдавать чёрных животных.
По этим двум запросам находятся ещё достаточно много текстов, разных лет, причём есть и в англоязычной части интернета.
Есть различные варианты:
«Подождите неделю, чтобы невольно не стать причиной страшной смерти вашего подопечного. Как правило, неадекватные любители ритуалов активируются за неделю до даты»
«В преддверии Хеллоуина некоторые люди могут брать чёрных кошек, для того чтобы устраивать «ритуалы» или в качестве атрибута к маскарадному костюму, а по окончании праздника – избавляться от животных.»
«Животных жгут, рубят, пытают, ЛЬЕТСЯ КРОВЬ!»
«Волонтеры из бийских приютов для животных незадолго до Хэллоуина решили не отдавать горожанам черных котов и собак.»
В англоязычной части интернета примеров меньше, вернее, там тема сатанизма и Хеллоуина гораздо более представлена и извлечь заметки именно про жертвоприношения животных сложнее, но они есть, так как ессть опровержение. Судя по всему с фактчекерского сайта.
Ранее тексты появлялись, как минимум в 2001, 2016, 2019, 2020 годах. По регионам в России это были Сибирь и Дальний Восток. Привязать к регионы не могу, возможно, эти тексты просто выше в ленте, по другим регионам ниже.
Опровержений от полиции не нашёл, но есть опровержение от приюта:
Склоняюсь к выводу, что это международная городская легенда.
Первое, что приходит в голову, это неприятие отдельными христианскими и околохристианскими обывателями самого праздника Хеллоуин. Находя в обрядах некие сатанинские черты, люди ещё более демонизируют событие и оно обрастает подобными легендами. Способствовать этому может общее состояние неуверенности в обществе. Последние годы призрак Армагеддона бродит по миру.
Но в англоязычном разборе промелькнула интересная мысль. Из разговора с владельцем приюта, выяснилось, что при запрете на период Хелллоуина выдавать чёрных животных, желающие чаще соглашаются на животных другого цвета. Даже тех, кто в обычное время спросом не пользовался. Поэтому исключать данный кейс, как вариант маркетинга полностью, не стоит.
Хеллоуин вообще давно праздник маркетологов. В его преддверии спрос на различные товары повышается в разы. Почему бы этим не воспользоваться владельцам приютов для животных. Во первых, подобными вбросами, хорошо напомнить о своём существовании, Во вторых избавиться от невостребованных животных и быть уверенными, что после праздника спрос на чёрных снова будет повышен. Ведь разрешили же!
Тексты незначительно варьируются, но посыл остается. Один из возможных вариантов:
«Середина октября, но уже многие сатанисты начинают подыскивать себе животных для обрядов! САТАНИСТЫ И ПРОЧИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДДВЕРИИ ХЭЛЛОУИНА ВЫЛЕЗАЮТ НА СБОРИЩА. БЕРЕГИТЕ ЖИВОТНЫХ!!! Друзья, коллеги, кураторы и просто добрые люди, которые по каким-то причинам пристраивают животных!!! Воздержитесь от пристройства животных ЧЕРНОГО ЦВЕТА!!! В преддверии ХЭЛЛОУИН большинство мракобесов, сатанистов, ведьм по бабушке по 7-й линии и т.д. начинают праздновать свой «праздник» и проводить обряды!!! Животных жгут, рубят, пытают, ЛЬЕТСЯ КРОВЬ! Пожалуйста! Остановите пристройство до 5 ноября: черных кошек, котят, щенков и собак - СОХРАНИТЕ ИМ ЖИЗНЬ!»
Повторяющиеся слова: животное, черный цвет, сатанисты, кошки, котята, собаки, щенки, пристройство. И варианты на тему "смерть", "кровь", "убийство".
Самый ранний текст в Рунете, который я отыcкала, относится к 2010 году и описывает ситуацию в Штатах:
В источнике сообщается, что официальные лица искали новостные сообщения о гибели животных, произошедшие в Хэллоуин 1996 года, и ничего не нашли. Иными словами, эта городская легенда существует минимум с 1995 года. В той же статье описываться, что нередко кошкам причиняют увечья не взрослые люди, а соседские подростки. Случаи жертвоприношений не подтверждаются ни полицией, ни защитниками животных.
Все вышесказанное подталкивает к мысли, что это международная легенда, причем с давней историей.
Эта городская легенда родилась, скорее всего, из поверхностных представлений о Средневековье и из суеверий, касающихся черных кошек.
У легенды, как мне кажется, несколько функций:
вызвать желание позаботиться о животных (подтолкнуть к идее стать спасателем животных и обратиться в приют). "Есть плохие люди, которые могут мучить кошек и собак. И если вовремя забрать животное в добрые руки, то оно не достанется сатанистам и не погибнет".
обозначить группу тех, кто виноват в смерти животных. "Это не соседские дети, с которыми мы здороваемся, могут убивать животных. Такое могут совершить только какие-то сатанисты" (в Америке упоминаются не только сатанисты, кстати).
создать связь между Хэллоуином и сатанистами (и в таком свете Хэллоуин может казаться праздником, который отмечают только сатанисты).
Паническая рассылка существует в вк с 2015. Распространяют общества защиты животных и приюты в предверии Хэллоуина. Посты эмоциональные (восклецательные знаки, капс лок, фотографии кошек с увечьями)
Одно из ранних упоминаний есть в комсомольской правде и у них даже есть подтвержденный случай: В Новосибирске котёнку отрубили лапу в 2016 накануне Хэллоуина https://www.nsk.kp.ru/daily/26603.1/3619829/
Остальные случаи живодерства не относятся к хэллоуину
Если верить официальному сайту сатанистов то жертвоприношения не являются частью современного сатанинского ритуала. Сатанисты с большей вероятностью попытается учится у животного чтобы войти в контакт со своим внутренним зверем.
Ну и вообще логика непонятна почему сатанисты вдруг должны убивать черную кошку. Если верить в суеверия и то что в облике черных котов скрываются демоны, то тогда сатанисты не то что убивать а поклонятся им должны. По этой же логике котов(демонов) могут убивать неадекватные суеверные люди, но не сатанисты.
Друиды у древних кельтов приносили в жертву животных на Самайн (современный хэллоуин). Каких конкретно животных не говорится. В средние века люди убивали черных кошек. т.к. считали что черный кот - помощник ведьм. Соединив эти два не связанных между собой факта был придуман новый миф.
Причина мифа. Чтобы работники приюта проверяли тех кому они отдают животных. С точки зрения психологии у них появляется контроль над ситуацией. Они предотвратили насилие над животными. Хотя оно и не зависит от цвета животного и даты в году. Более вероятно они могут предотвратить ситуацию когда животное берут в качестве реквизита для хэллоуина а затем наигравшись могут через какоето время выставить его на улицу. Но это уже не так сильно привлечет внимание читателей как злобные сатанисты и жертвоприношения. Так же это может работать ка отмазка мы не отдаем вам черного кота не потому что думаем что вы от него избавитесь после хэллоуина, а потому что мы впринципе боимся в это период кому либо отдавать, дело вовсе не в вас.
Откуда и почему появились предупреждения о сатанистах убивающих животных чёрного окраса в Хэллоуин?
Часть 1.
Я решил пойти не совсем тем путём что был указан в задании и разложить, в поисках ответов, предлагаемую историю на составные объекты.
Чёрный цвет. Негативный смысл и связь этого цвета со смертью проявились ещё в Древней Греции, где почти повсеместно (кроме Аргоса) траурным цветом одежды становится чёрный. Аналогичная ситуация сложилась и в Древнем Риме, где в память об умершем носили чёрную одежду (sordida vestis) и ассоциировали этот цвет с магией и потусторонним миром.
В Средние века отношению к цвету было разным. Снова траурным его сделала королева Франции Анна Бретонская в XV веке. В XVII веке фиксируются рассказы о воплощении дьявола в форме животных с чёрной шерстью. К нашему времени за чёрным цветом во многих ситуациях окончательно закрепились ассоциации со скорбью, мрачностью и трауром.
Чёрный кот. В разных мировых культурах чёрный кот либо не воспринимается как самостоятельный персонаж легенд, либо воспринимается в целом положительно и даже как знак удачи. Нет агрессивного восприятия чёрного кота и в православии. Однако ситуация усугубилась в католических странах Западной Европы примерно с XII века. Хотя известно, что чёрных кошек как приспешников зла сжигали в 962 году в городе Мец, который культурно тяготел больше к немецким княжествам. Одно время считалось, что название еретиков катаров происходит от слова кот (catus).
Решающим и задокументированным ударом по доброму реноме чёрных кошек нанёс Папа Григорий IX, выпустив в 1233 году буллу «Vox in Rama». В ней он осуждал ересь поклонения дьяволу в северогерманских землях. Папский ставленник и проповедник Конрад Магдебургский якобы раскрыл там целый культ люциферианства. По словам инквизитора, приверженцы этого культа, на закрытых шабашах должны были целовать чёрную кошку в зад. И без того сильные традиции против кошек в этих землях стали правилом для настоящих католиков.
Тамплиерам на суде тоже предъявили поклонение кошке как один из пунктов обвинения. По мнению некоторых историков, численность кошек в Западной Европе существенно сократилась в XIV веке. Прообразом рискованных дней для безопасности чёрных кошек стал тогда канун дня Святого Иоанна отмечаемый с вечера 23 июня. В XVII веке в Северную Америку прибывают пуритане из Англии с убеждением что чёрные кошки это верные помощники ведьм.
Эта религиозная убеждённость станет одной из старейших городских легенд в США. Именно оттуда образ угольно-чёрного кота запечатлённый в книгах, фильмах и сериалах заново хлынет в другие части света. В 1920-х годах суеверному менеджеру бейсбольной команды New York Giants Джону МакГроу подбрасывали рядом со скамьёй для игроков чёрных кошек во время важных матчей. Считается, что ответом стал запрет приютов на передачу кошек во время Мировой серии лиги бейсбола каждую осень, а Американская лига ввела правило, по которому игра останавливалась, когда на поле находилось животное.
В 1980-е годы становятся по-настоящему популярными городские легенды о сатанистах и их кровавых жертвах в США, а в 1990-х эти истории ложатся на благодатную российскую почву, где множатся слухи о ритуалах в заброшках (советские недострои) и убийствах кошек. В 1998 году по данным газеты The Daily Courier (https://web.archive.org/web/20120322011039/http://www.dcourier.com/main.asp?SectionID=74&SubsectionID=114&ArticleID=86024)американские полицейские разыскивают сатанистов в преддверии праздника Хэллоуин. Свою роль в отношении чёрных котов мог сыграть вышедший в 1996 году фильм, а затем (в том же году) и успешный сериал «Сабрина – маленькая ведьма», где одним из ярких и запоминающихся персонажей оказался заколдованный чёрный кот по кличке Салем.
Хэллоуин. История же Хэллоуина восходит к христианскому празднику Всех Святых и кельтскому языческому Самайну. Почти все ритуалы на Хэллоуин схожи с ритуалами русских колядок и не содержит в себе кровавых обрядов. Нечто похожее жертвоприношениям в праздник есть как раз в древней полулегендарной версии праздника под названием Самайн. В этот праздник забивали часть скота на зиму, а на костях жертвенных животных гадали. Но информацию о кошках и их значение в этом языческом прототипе Хэллоуина найти не удалось.
Сатанисты. Культурный феномен под названием сатанизм проявляет себя как отдельное эзотерическое учение только в XX веке. На сегодняшний день это весьма пёстрый набор различных групп, со своими правилами, представлениями о каноне, которые не практикуют кровавые приношения, без единой структуры и иерархии. Отзывы в соцсетях сторонников говорят скорее о брезгливом отношении к стереотипным жертвоприношениям животных. То есть в каждом конкретном случае необходимо знать что за группа сатанистов имеется ввиду и не имитаторы ли это внешних всем привычных атрибутов сатанистов в массовой культуре.
Синдром чёрной собаки. Существует представление, что люди чаще всего выбирают собак и кошек светлой породы. А вот чёрные собаки и кошки считаются нежелательными в семьях. Тем более полагают, будто они выглядят не очень выигрышно на фото приютов и их берут куда меньше из-за ореола мрачности и якобы враждебности. 70% кошек по оценкам Британского королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными чёрные или чёрно-белые. Эмили Вайс, вице-президент организации по развитию приютов указывает, что уровень усыпления чёрных кошек немного выше, чем у кошек других окрасов. Однако это может объясняться большим процентом тёмных кошек во всей кошачьей популяции.
Угроза на Хэллоуин. Члены некоммерческой организации PETA (Люди за этичное обращение с животными) на своём официальном сайте заявляют, что угроза жизни чёрным кошкам существует именно под праздник Хэллоуин. В отличие от категоричной российской версии связывающий осенний праздник и сатанистов, на большинстве англоязычных сайтов пишется про неких шутников, от рук которых и гибнут кошки. https://edition.cnn.com/2014/10/31/living/black-cats-irpt/index.html
В США выходят заметки с советами держать животных подальше в дни праздника. Но часть из них рассказывает не о живодёрах, а о большом риске для животных съесть и отравиться конфетами, мишурой и т.д. Майкл Морфилд из Аризонской лиги защиты животных говорит что «Смитсоновский институт, National Geographic и ASPCA, опровергли этот миф о росте насилия в отношении черных кошек более десяти лет назад». Представитель приюта Hermitage No Kill Cat Shelter в городе Тусон открыто назвал предхэллоуновскую истерию городской легендой. https://kjzz.org/content/1631258/black-cats-arent-victims-halloween-horror
Исполнительный директор приюта для животных Кортни Кросс заявляет что «во время Хэллоуина появляется много фотографий черных кошек, и некоторые люди беспокоятся, что странные люди сделают плохие вещи с черными кошками в преддверии Хэллоуина». Но его приют в Хантингтоне принимает и отдаёт животных круглый год. https://www.wowktv.com/news/local/shelters-may-pause-black-cat-adoptions-during-the-halloween-season/
Российская разновидность легенды. Упоминание советов приютам и любителям животных не отдавать «чернышей» накануне Хэллоуина в Рунете появились ещё в начале нулевых. Расширение абонентов сети Интернет в России было одним из факторов появления массы переводов и распространения в стране большего количества американских фейков и городских легенд, чем когда-либо.
Но настоящий бум сообщений о сезонных издевательствах над животными случился в октябре 2016 года, когда всего за считанные дни до Хэллоуина отечественные СМИ взорвала новость о несовершеннолетних девушках из Хабаровска. Они зверски убили нескольких животных брав их из приютов и по объявлениям, а после выложили фото расправы в социальных сетях.
Дело стало настолько резонансным, что девушки были в итоге осуждены по уголовной статье, но и выяснилось что девушки занимались этим с лета того же года, а не только в октябре. После этого в сети появилось огромное количество новых заметок с предупреждениями ни в коем случае не отдавать животных, в частности подчёркивалось чтобы не отдавали чёрных кошек в конце октября.
Даже беглый поиск может показать что наиболее сильное впечатление эти предупреждения имели в регионах Зауралья. Новосибирск, Ямал, Хабаровск, Бийск, Свердловск, Владивосток, Улан-Удэ, Красноярск. В Поволжье: Казань, Камышин. Статистика по поисковым запросам Google до сих пор выводит в пятёрке лидеров запросов по словосочетанию «чёрная кошка» за последний год Кемеровскую (первое место), Новосибирскую и Омскую области.
В Казани в 2016 году организация «Зооспас» в Инстаграме сообщила что в ходе ритуала сатанистов была убита кошка. Фрагмент переписки со неким свидетелем оставляет только вопросы (https://www.instagram.com/p/BL6x2K0Bk8L/ ).
События в Хабаровске дали новый импульс истории про жертвоприношения:
Вывод. История с хэллоунскими сатанистами и чёрными котами из приютов имеет черты городской легенды. Мы имеем дело с анонимными злодеями, приверженцами непонятной, но дико зловредной организации. Эти сатанисты обманом выманивают животных. Действуют организованно и сезонно. Так легенда пытается косвенно придать монолитности, злокозненности анонимной силе. Никаких задержаний сатанистов убивающих кошек в Хэллоуин не проводилось.
Сообщения основаны на западноевропейском средневековом и негативном образе животного с чёрной шерстью. Образ претерпел некоторые изменения, но жив до сих пор и транслируется через поп-культуру. Статьи в СМИ ещё больше удостоверяют легенду, не приводя при этом конкретных данных или имён. Предупреждения стали снова популярны после случая в Хабаровске в 2016 году.
Можно осторожно утверждать, что легенда имеет международное происхождение, а именно зародилась в США. Но в России с ней произошли изменения в виде добавления обязательных сатанистов в текстах предупреждения и кровавых обрядов.
Со стороны приютов это не мистификация, а скорее появление ещё одного повода думать об улице и незнакомцах как об источнике опасности и внимательно изучать тех, кто забирает животных, каким бы милым он не казался.
Многие СМИ в наше время лишь подхватывают популярные обсуждения, зачастую их не проверяя.
По совпадению, упоминанием Хэллоуина в отрицательном контексте совпало с мнением РПЦ и российских чиновников о пагубности западного костюмированного праздника и о его якобы тайно изнанке. Патриотически настроенные пользователи Рунета называют праздник «Холуином», подчёркивая раболепство перед чужими традициями. Поэтому предупреждения будут популярны ещё не один год и возвращаться в кризисное для национальной идентичности время.
• Абстрагируясь от содержания, легко заметить, что текст написан «паническим стилем», с повышенной эмоциональностью. На это указывает использование Caps Lock, восклицательных конструкций, акцента на «НО …». При этом конструкция «друг моего друга» отсутствует, как и прочие источники информации. Также нет призыва к распространению, но он подразумевается в фразах «остановите…», «настаивайте…», «не отдавайте!..».
• Вариативность небольшая: до 2012 года в историях периодически фигурировали дети, но чаще — черные кошки и собаки. Животные-жертвы — питомцы из приютов, которых, по идее, не будут искать, и те, кого отдали на передержку. В качестве доказательств ряд СМИ приводит одного и того же кота Джейка, которого нашли спустя несколько дней после Хэллоуина. В 2016 году была развернута целая компания в г. Бийск после нахождения кота Джейка с отрубленной лапкой: https://www.nsk.kp.ru/daily/26603.1/3619829/. Именно это событие могло стать инфоповодом для подкрепления и активизации распространения легенды.
• Популярность легенды может заключаться в словах-триггерах («котики», «сатанисты», «искалечить», «спасти»), вызывающих понятные шаблонные ассоциации и правильные реакции: сатанисты, т.е. Другие — неизвестные враги, невидимые и вездесущие, а приюты, зоозащитники и читатели — Мы, кому адресовано послание, кто должен защитить беззащитных, потому что власти с этим не справятся.
• До 2014 года посты с легендой публиковались в пабликах для родителей, в обсуждениях про тенденцию молодежи отмечать западные праздники, про чужеродность «их» для «нас». Когда этот праздник считался «чисто американским» и «нехристианским» (а значит, для русского человека неподобающим), вокруг него складывались разные жуткие истории. В 2013 г. господин Милонов лично приехал в Купчино, чтобы разогнать толпу празднующих Хэллоуин, называя пришедших «сатанистами: устроившими шабаш у православной церкви». Скорее всего, родители переняли легенду о растерзанных котиках ради подкрепления идеи, что детям не стоит увлекаться мистицизмом, отходить от православного воспитания, перенимать чужие, непонятные традиции.
• Сегодня основным распространителем легенды в социальных сетях являются региональные приюты, лица, позиционирующие себя как зоозащитники (хотя не всегда понятно, от каких организаций), и их подписчики. Любопытно, что у многих из них в графах «О себе» или в подписках есть упоминание об их причастности к православию.
Рискну предположить, что данная акция может являться PR-ходом малоизвестных приютов, ибо именно они обычно размещают у себя рассматриваемые сообщения. Несложно заметить, что эти посты набирают многократно больше лайков, но что еще важнее — их репостят и замечают другие пользователи. Приведу пару примеров этого года:
Также одним из мотивов распространителей может быть желание привлечь внимание общественности к проблеме насилия над животными или к насилию вообще.
• Чтобы понять, возымела ли легенда действие, я обратилась непосредственно к приютам с вопросом, готовы ли они отдать черную кошечку (или собачку) незнакомцам, которым важен только цвет животных. Результаты такие:
Приюты «Кошки за окошком» и «Новый дом» заявки проигнорировали;
Приют «Ржевка» о легенде слышал. К ним за животными по такому поводу ни разу не обращались, но на всякий случай черных питомцев перед Хеллоуином они не отдают;
Приюты «Помоги другу» и «Любимая дворняга» о легенде слышали, но не верят в нее. Любых животных отдают в любое время только после собеседования с будущими хозяевами, уточнением всех условий будущего проживания питомца и обязательным еженедельным фотоотчетом.
Следовательно, приюты уже давно выработали схемы, как обезопасить своих подопечных от возможного вредительства со стороны новых хозяев. Городские легенды на их деятельность существенно не влияют.