Обсуждая нестандартные материалы, нельзя обойти стороной биологическое искусство, также известное как биоарт. БиоАрт — это художественная практика, в которой художники работают с живыми тканями, бактериями и живыми организмами, а для создания произведений используются научные методы (генная инженерия, культура тканей и клонирование).
Примером биоарта может служить цикл работ «Шесть дней. Прощальные стихи Офелии» художницы под псевдонимом JoWOnder (Джоанна Вудворд). Картина создана из бактерий и вдохновлена знаменитой работой Джона Милле. Для всех растений, изображенных на этой анимированной картине, использовалась зеленая бактерия Pseudomonas aeruginosa.
Джон Эверетт Милле, Офелия (1851–1852 гг.)
JoWOnder (Джоанна Вудворд). Шесть дней. Прощальные стихи Офелии. 2012-2013.
Работа JoWOnder также связана с печальной историей Элизабет Сиддал, любимой моделью прерафаэлитов, которая должна была в течение четырех месяцев позировать в ванне, наполненной водой, подогреваемой лампами под ней. Однажды лампы погасли, в результате чего она сильно простудилась, что, как считается, подкосило ее здоровье.
Невидимый процесс того, как тело заболевает пневмонией, умирает и разлагается, преобразуется в «живую картину», рисуемую точка за точкой естественными цветами колоний живых бактерий в чашке Петри на полотно из питательного агара. По мере роста колоний бактерий окраска каждой колонии усиливается в соответствии с ее собственной генетической программой, прежде чем начать разлагаться. Лицо Офелии бледнеет, губы краснеют, затем зловеще темнеют, превращаясь в черный открытый рот.
Покадровая видеокамера, записывающая эти изменения, ускоряет очень медленные процессы роста, гибели и разложения бактерий, создавая тем самым завораживающий эффект. Видео, на котором представлена трансформация бактерий на картине, также включает в себя сообщения, записанные для Офелии. Дополнительный уровень посредничества состоит во вкладе зрителей, которым предлагалось позвонить на стационарный номер в Великобритании и оставить сообщение для Офелии». «Шесть дней. Прощальные стихи Офелии» катализируют зрительский опыт присутствия: лишь немногие зрительские переживания могут сравниться с парадоксальной интенсивностью ощущения «живости», театральной возможности и вовлечения зрителя в процесс, обеспечиваемого актом записи голосового сообщения.
Сама художница сказала об этой работе:
«Мне нравится идея, что Офелия — красавица, но состоит из чего-то, что мы считаем отвратительным. Но мы не должны на самом деле так думать, потому примерно 9 из 10 клеток в нашем теле на самом деле являются бактериями.
Ответ частично основан на посте про биоарт Алины Максимовой, моего соавтора по подкасту.
О других известных примерах биоарта вы можете узнать, послушав ниже прикрепленный выпуск.