До становления буржуазного рынка, который уже подразумевал систему информирования о предложении и механизмы ускорения сделок, самым простым способом рекламы было выполнение заказа высокопоставленного заказчика. Кто выполняет заказ Папы, Императора или хотя бы местного архиепископа или местной городской коммуны, тот становится известен. Другое дело, что художникам, чтобы их не забывали, нужно было утверждать свою репутацию как творцов, и вся эпоха Возрождения — это огромная пиар-кампания, направленная на перевод художника из статуса ремесленника, оформителя, в статус поэта в красках, творца образов, без которого не могут обойтись правители. Конечно, здесь главным методом оказывались "общие места" риторики, вроде понятия о "риторическом изобретательстве", "мимесисе (подражании)" и других, которые незаметно переосмыслялись, но также и многофункциональность художников, которые могли и оформлять официальные праздники, и быть иногда инженерами, и вообще фактически работать как пиар-менеджеры у правителя, который их изберет. Становление рынка, сначала в Нидерландах, устанавливает отношение художника с буржуазными корпорациями, своеобразный симбиоз живописи и капитала, а в XIX веке окончательно оформляется свободный рынок художественных салонов и пресса как главный медиум рекламы.