В 2011 г., после 165 лет своего существования, в Нью-Йорке закрылась галерея Knoedler. Это было связано с грандиозным скандалом — начиная с 1995 г. галерея продала около 60 поддельных работ на сумму более чем $80 млн. Продавали, в основном, американских абстрактных экспрессионистов — Ротко, Поллока, Мазервелла и др.
Талантливый китайский художник делал очень качественные подделки, продавал их по несколько тысяч долларов некоей Глафире Гонзалес (в результате лишь она получила реальный тюремный срок). Бойфренд мисс Гонзалес, с опытом в подобных делах, состаривал изображения, искал нужные рамы, ставил печати и т.д. Затем, по достаточно низкой для работ такого уровня цене (хотя и она часто превышала $1 млн.), их продавали директору галереи Knoedler, арт-дилеру Анн Фридманн. По легенде, Глафира была знакома с неким таинственным коллекционером, решившим потихоньку продавать свои шедевры и выбравшему в качестве своего посредника Глафиру — а та, в свою очередь, решила обратиться к Анн, т.к. не имела ни малейшего понятия о функционировании арт-рынка. В результате все вскрылось, но продержались они на удивление долго.
Главная загадка здесь — роль Анн Фридманн. Она избежала уголовного наказания и, более того, продолжает работать арт-дилером (интересно, насколько успешно, но она этого, конечно, не раскрывает). В целом, про неё довольно точно написал колумнист New York Times: "Either she was complicit in it, or she was one of the stupidest people to have ever worked at an art gallery".
Китайский мастер много денег на этом не заработал (говорит, что узнал о масштабе схемы уже после разоблачения всей операции), вернулся в Китай и доживает там свои дни. С журналистами общаться отказывается.
Netflix даже снял про это неплохую документалку "Made you look" (2020).