Чистого наслаждения не существует. Человек, считающий, что он "просто наслаждается" чем-либо — забывает о том количестве контекста, который он автоматически считывает с картины, предполагая его дефолтным — тогда как сам этот контекст может идентифицироваться им совершенно неправильно.
От контекста нельзя уйти. Вы всегда знаете, что это картина или фотография, что она в музее или на мусорке, фигуративная или абстрактная, выглядит как что-то старое или что-то новое — и часть критериев будет упираться не в объективные свойства картины, а в ваш уровень визуальной грамотности.
Иными словами, человек, делающий вид, что он не пытается понимать картину, тупо себя обманывает. И если он уже обманывает сам себя, представляете, насколько его легко обмануть художнику?
--------------------
Вот "Пшеничное поле" Констебла. Посмотрите его внимательно:
Это образцовая картина для наслаждения — старая добрая сельская Англия, чего тут можно не понимать. Салонные критики наслаждались ей в 1820-х, зрители Национальной Галереи наслаждаются ей по сей день.
Может быть даже не важно, что Коснтебл всех развёл как лохов.
Констебл был сыном мельника. У него были, эм, странные представления о жизни крестьян, но он знал, как сельское хозяйство вообще работает. Пшеницу не сеют до краёв поля, сухие мёртвые деревья срубают, овцы к началу сбора урожая должны быть острижены, урожай не собирают втроём, плуг не оставляют гнить поблизости для красоты, и к слову, эта конструкция плуга вообще выдумана Констеблем. Ну и венчает это всё сломанная калитка, да.
Причина, по которой сегодняшний зритель так легко даёт себя обмануть — та же, по которой все дали себя обмануть в 1826-м: автоматическое считывание конвенций. Картина выглядит естественной потому что следует паттернам европейского пейзажа — принципам формы и содержания, с которыми человек сталкивается на обоях, тарелках, коробках конфет и т.д. — Констебл растиражирован широко.
Это и есть "понимание", на самом базовом уровне, и человек его совершает в первые микросекунды после того, как видит картину. Как видите, этого базового понимания не хватает даже на то, чтобы отличить искреннюю мотивацию от пародии.
Но "Пшеничное поле" это только один очень грубый пример, где обманка вписана совершенно сознательно. Вся остальная история искусства ничуть не лучше.
Вы смотрите на пруд Поленова и наслаждаетесь красотой природы? Это не природа, а искусственный водоём. Вы восхищаетесь телом у Микеланджело? Микеланджело выдумывал дополнительные мышцы для красоты. Греческие статуи? Римские копии. Тонкий восточный минимализм китайской живописи? Завуалированный политический авангард. И так далее.
И нет, разумеется, всё обо всём знать нельзя — но если даже не пытаться ничего выяснить, вы будете всю жизнь наслаждаться иллюзиями в своей голове. И не увидите ни одной картины.
Наслаждение -- это тоже вид понимания, понимание как принятие способности искусства наслаждать. Но глубже и полнее наслаждение становится при наличии и других видов понимания, которые и позволяют разделять наслаждение с другими -- не то общее с другими наслаждение, которое есть по инерции (все этим наслаждаются), а новое наслаждение.
Эмоциональная реакция на произведение искусства - это первая ступень его познания. Это словно индикатор, говорящий: "это мне нравится" или "это не для меня". Но это не наслаждение, которое является глубоким чувством удовлетворения. В случае с искусством, удовлетворения своего внутреннего ощущения красоты.
После эмоционального этапа освоения произведения искусства... Читать далее
Педагог художник (работаю с детьми с ОВЗ)
· 3 июн 2023
За этим простым вопросом, мне кажется, скрывается присутствие гена или проблема отсутствия художественного чутья. Почему не всеми произведения художественного искусства воспринимаются одинаково? Музыке с этим повезло больше прочих, ее гениальность несомненно получает душевный отклик, но вот литературным произведением или картиной, как правило, восхищаются те, кто имеет... Читать далее
Светлана, много читаю, очень люблю походы и занятия спортом. Любознательная. Могу... · 16 сент 2021
Наслаждаться без понимания можно, но это самый низкий, так сказать, дилетантский уровень. На ступеньке - красивенько/некрасивенько. Но если, вы хотите углубиться, то искусство действительно следует изучать и тогда возникнет истинное глубинное понимание. Например, музыка. Можно ограничиться попсой и весело наплясывать не вдаваясь в сложность музыки и содержательность... Читать далее
Только философия. Всё остальное -- её частности. · 15 дек 2021
Вот я, скажем, люблю своего ребёнка... Кстати, не надо ли мне где-нибудь брать справку, что я его люблю?
Я, извиняюсь, просто наслаждаюсь им. И страстно жажду его понимать. Почему меня должно интересовать, кто что говорит и думает о том, как-чего я должен на сей предмет? "Нельзя"? Мне кто-то запрещает и просто наслаждаться, и постигать одновременно, порознь или по... Читать далее
Наслаждаться можно музыкой Шнитке на концерте симфонического оркестра, например, а можно слушать по радио попсу. Так и в изобразительном искусстве. Кто-то наслаждается высоким искусством, а кто-то вешает у себя картинку с вернисажа на набережной, такую фотографично-натуралистическую, с лебедями, цветочками какими-нибудь. Это дело вкуса. Но если говорить об экологии... Читать далее
Гульнара, фильм „Зелёный слоник“ тоже называют искусством. Если не боитесь испортить аппетит, попробуйте им „насладиться“. Это уникальное зрелище. Уж что-что, а равнодушным точно не оставит. Я даже придумал рекламный слоган для этого „шедевра“: „Редкий зритель досмотрит фильм «Зелёный слоник» до середины!“ Никто не может этим творением „насладиться“, но ведь кто-то его... Читать далее
Интересуюсь историей искусства и кино. Род деятельности далек от этих интересов и лежит в... · 16 сент 2021
Без понимания контекста произведения искусства тоже можно наслаждаться эстетически привычной красотой или тонкостью работы автора, но истинное наслаждение доступно тем, кто видит связи исторических и творческих процессов, знает тонкости художественных направлений и замечает знаковые детали. Это наслаждение другого уровня и мощности и для него важна эта база понимания... Читать далее