Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Опасно ли массовое искусство?

ПсихологияОбщество+2
  · 4,7 K
Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства, пишу арт-критику и тексты для выставок  · 21 нояб 2021
Климент Гринберг в книге "Авангард и китч" довольно точно описывает те специфические потребности общества, которые породили то, что именуется китчем. Одним из вариантов массового искусства он и является. Согласно Гринбергу, китч появляется как удовлетворение потребности городских масс (бывших крестьян) в культуре, пригодной для их потребления, поскольку эти массы теперь обладают новым городским переживанием - скукой. Далее Гринберг отмечает то, что можно назвать опасностью китча - мигрируя из городов в деревню, китч сметает народную культуру. Китчем можно наслаждаться без усилий, он не требует бэкграунда, знаний, а потому не способствует развитию (это мы можем назвать "опасностью"). Но чтобы потреблять элитарную культуру, нужно иметь время, досуг, необходимые для рефлексий. А многие люди, которые выполняют тяжелый труд этим не обладают. Поэтому потребляют тип культуры, не требующий усилий. Гринберг также отмечал, что в китч проще закачивать идеологизированную пропаганду. В этом можно увидеть опасность массового искусства.
Другим типом "массового искусства" можно назвать то, что описывает Сьюзан Зонтаг в эссе "Заметки о кэмпе". Кэмп - это поза, претензия на то, чтобы быть чем-то большим, чем оно есть, обладая вычурной формой при глупом экстравагантном содержании. Кэмп возможен лишь в обществе изобилия.
По сути и китч и кэмп обладаю абсолютной внутренней пустотой в плане содержания. Многие люди не различают этих понятий, не поднимаются над ними на позицию иронии. Воспринимая роскошь, которой блещет кэмп как идеал жизни, а кэмп как то, каким и должно быть искуссво. Пример такой субкультуры стиляг из конго https://stomaster.livejournal.com/465672.html . То есть потребляя тип культуры, не требующий усилий, люди не развиваются умственно и духовно, не развивают свой вкус. Да, это можно назвать опасностью.
Но с другой стороны, если человеку нужно прийти в себя после тяжелой работы, то воспринимать нечто, требующее усилий, такой индивид не в состоянии в принципе.
Я не могу назвать массовое искусство "опасным". Оно существует т.к. удовлетворяет некие потребности общества и все. С другой стороны, это искусство опасно, когда его начинают потреблять те, у кого есть время, силы и досуг на потребление искусства более высокого порядка, потому что имея потребность в развлечении люди такого плана тяготеют к все более и более жестоким и грубым играм.
Художник. Тексты об искусствеПерейти на t.me/s/sivkovamasha76art
Потрясающий ответ, спасибо!
Востоковед, китаист, учусь на куратора. Интересны современное искусство, постколониальные...  · 19 нояб 2021
Философ Теодор Адорно считал, что опасно, так как приводит к фашизму и является способом управления людьми. Его основные труды "Диалектика просвещения" и "Эстетическая теория" посвящены феномену культурной индустрии. Он намеренно избегал термин "массовая культура", потому что то, что мы называем "массовой культурой", не исходит из масс и не ими производится. Культурная... Читать далее
На мой взгляд человека "с улицы" в философии, Адорно просто подверг более тонкому анализу явление бесспорно... Читать дальше
Юрист (гр. право и процесс) Интересы: Психология, Христианство, Дети, Вселенная, Еда и...  · 19 нояб 2021
Только как способ управления массами и внедрения идей, ибо неизвестно заранее, с какой именно целью они будут внедрены и какие последствия могут быть ожидаемы.
Согласна, это делается. И на этом поле самое разрушительное действие оказывают идеи в области экономики. Маркетинг... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 15 дек 2021
Что есть суть массового искусства? То есть, мышления через готовые клише. Абстрактность индивида - субъекта этого мышления. Псевдосубъектность его, а потому - его объекность. Он объект процесса, а субъект - тот, кто "дёргает за ниточки" в этом театре, где идут всё те же пьесы под разными названиями. Опасно ли прожить жизнь, не живя её? Субъект решит сам. Абстрактный... Читать далее
Живопись маслом  · 19 нояб 2021
Однозначно не ответить. Давайте сначала определимся с терминами. Что есть для вас Массовое искусство? Точное или примерное определение. Мы говорим о массовой культуре (поп-культуре)? Или о массовом искусстве. Вот одно из определений - Массовое искусство -. это специфическое проявление массовой культуры (его продукт) в различных видах искусства. Включает художественные... Читать далее
1 эксперт согласен
Да, ваше определение вполне подходит. С искусством проще определиться, чем с массовой культурой вообще. Спасибо... Читать дальше
ФИЗИКА,ФИЛОСОФИЯ.  · 8 дек 2021
Смотря кто и с какой целью производит продукт. На то оно и массовое, чтобы его потребляли массы.Народ мозги напрягать не любит , ищет что попроще и попонятней.Тем не менее и производство массового продукта требует серьезного и талантливого подхода, чтобы он был качественным.А то, что он потенциально опасен, думаю очевидно, поскольку внушает людям определенные ценности и... Читать далее
1 эксперт согласен
Телеоператор, история, туризм и ножи.  · 21 нояб 2021
Массовое искусство, безусловно, опасно. Человек, думая, переживая, решая трудные задачи познания мира заставляет мозг тратить 25% энергии, а в покое только 10%. Мозг, если его не заставлять, естественно выбирает самое энергосберегающее состояние (суп "Кэмпбел" выиграет у "Мадонны Литы","АББА",по прослушиваниям, опередит Орфа и т.д.). Доминация тоже играет свою роль... Читать далее
ушла спасать мир  · 20 нояб 2021
Конечно. Любое воздействие на умы большого количества людей потенциально опасно, потому что это способ управления ими.