Информационные технологии - искусство и бизнес. · 3 янв 2022
Апроприация(почти экспроприация) – красивый термин. Очень помогает повышать “научность” статей, особенно в связке с определением “культурная”. Если под этим термином понимать использование реальных предметов при создании произведений искусства, то русскому искусству здесь похвастаться особенно нечем. Конечно, русские художники начала XX века использовали технику коллажа в своих работах, вставляя реальные предметы в живописное пространство своих картин. Например М.Врубель вклеил “Автопортрет” 1905-06 годов бумажную папиросу. А современные творцы конца XX века и начала XXI века активно использовали реальные предметы в своих произведениях (Илья Кабаков,Борис Трубецкой и пр.).
Инсталляция Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1982) на выставке в Москве. 2013 год
Косвенным образом термин апроприация возможно применить к технике фотомонтажа , где наши фотохудожники в 20-х и 30-х годах имели общепризнанное мировое лидерство.
Также этот термин, с большой натяжкой, может быть применим для произведений называемых “историческими панорамами”. В них очень часто на переднем плане используются реальные предметы.
Но не было у нас(известных мне) апологетов стиля реди-мэйд(ready-made) в понимании Марселя Дюшана (“Фонтан”, “Сушилка для бутылок”), Роберта Раушенберга и пр.
"Фонтан" Марсель Дюшан
Может быть, я неправильно понял Вашу трактовку термина “апроприация”? И конечно я могу просто ошибаться. Но по моему мнению подобные произведения не стали явной частью русской культуры.
Апроприация (лат. appropriātio — усвоение, присвоение; в русском языке также встречается определение апроприационизм) — термин в истории искусства и критике, относящийся к более или менее прямому использованию в произведении искусства реальных предметов или даже других, уже существующих произведений искусства. Википедия.