Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Мои интересы лежат в области христианства, философии, русского языка и литературы.  · 1 мар 2022

Встречаем Масленицу

Началась масленичная неделя, имеющая много общего с западноевропейскими карнавалами, которые проходят в Европе приблизительно в это же время. Несмотря на все попытки со стороны православной церкви запретить эту языческую традицию, она жива в народе по сей день, хотя размах её нынче, конечно, уже не тот.
А в былые времена Масленицу праздновали разгульно, если можно так выразиться. Сохранилось множество воспоминаний иностранцев, посетивших наши земли в разное время. Вот одно из них - письмо французского солдата, которому в начале XVII века довелось побывать в заснеженной России:
"А вот как соблюдают великий пост: за одну неделю перед ним, которую они называют Maslonits, не смеют есть ничего мясного, однако едят все, происходящее от плоти, именно: масло, сыр, яйца, молоко. И ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улицах, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Prosti mene Pojaloi, на что отвечают: Boch tibi prosti."
Масленица делится на узкую и широкую. Узкая - это первые три дня - понедельник, вторник и среда, а широкая - это оставшиеся четыре, включая Прощённое воскресенье. В первые три дня ещё можно было заниматься домашними хлопотами, а с четверга все работы прекращались, и начинались гулянья, веселье и празднование Широкой Масленицы.
Понедельник масленичной недели назывался Встреча. Утром свёкор со свекровью отправляли свою невестку в отчий дом на целый день, а вечером приходили к сватам в гости. Договаривались о том, когда и как будут праздновать, сколько гостей пригласят и так далее.
В это время достраивались все снежные аттракционы, начинали печь блины. Первый блин всегда отдавался нуждающимся людям на помин усопших родственников. Эта традиция была унаследована с языческих времён. Из соломы, старого тряпья и других подручных материалов изготавливали чучело Масленицы. Его насаживали на кол и возили в санях по улицам.
В Витебской губернии был очень интересный обряд, который внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруси. Этот обряд назывался "похороны деда". В одном из домов устанавливали гроб, в который помещалось чучело деда. Замужние женщины оплакивали чучело, как настоящего человека, после чего гроб с дедом выносили на кладбище и закапывали его в снегу или поджигали. Эта традиция в некоторых белорусских деревнях сохранилась до сих пор.
Вторник масленичной недели назывался Заигрыши. В этот день начинались смотрины невест. Все масленичные обряды, в общем-то, сводились к сватовству, а после Великого поста на Красную Горку играли свадьбы. С утра парни звали девушек покататься с горки и поесть блинов, приглашали родных и знакомых в гости. Для зазывания Масленицы произносили такие слова: " У нас горы снежные готовы и блины напечены! Просим жаловать!"
Среда называлась Лакомкой. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща, несмотря на, может быть, не совсем хорошее отношение к нему, должна была смириться и демонстрировать радушие и доброжелательность по отношению к своему зятю.
В четверг начиналась Широкая Масленица. Этот день на Руси назывался Разгул. Отсюда пошло выражение Разгуляй, Широкий Четверг, Толстый Четверг. Празднования разворачивались в этот день во всю ширь. Народ развлекался, принимая участие во всевозможных потехах, катании на лошадях. Устраивались кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. И, наконец, главное событие масленичного четверга - штурм и захват снежного городка.
В Белгородской губернии с четверга в больших санках возили по улицам соломенного коня. Его делали мастера только из ржаной соломы, не каждый мог сотворить это произведение искусства. Коня обливали водой, оставляли на ночь, и, когда он замерзал и покрывался ледяной коркой, ему рисовали углём глаза. Далее его закрепляли в санях, садились на него верхом и таким образом катались на нём.
В этот день разжигалось множество костров, через которые прыгали с весёлыми криками дети, молодёжь, стар и млад. Бабы, подбирая широкие юбки, тоже с визгом и хохотом перескакивали через высокий огонь костров. Это был языческий обряд очищения, и, хотя христианство боролось с подобными народными обычаями, периодически издавая различные церковные указы, до конца эту традицию не удавалось искоренить.
В пятницу происходили Тёщины вечёрки. Тёща являлась с ответным визитом к зятю со своими родственницами и подругами. Блины в этот день пекла дочь, а зять должен был показать своё расположение ко всей этой компании.
В субботу совершались так называемые Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственниц мужа. Новобрачная должна была одарить их подарками.
Наконец, в воскресенье отмечались Проводы Масленицы. Ещё этот день назывался Целовальник, Прощённый день, Заговенье. Это кульминация всей масленичной недели, начиналось заговение на Великий пост. Все люди - и знакомые, и незнакомые, останавливаясь на улицах, просили друг у друга прощение.
В этот день ходили на кладбище помянуть усопших родственников, а потом отправлялись в бани. Остатки скоромной еды сжигались или раздавались нищим, а посуду тщательно отмывали от жира. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, а пепел рассыпали по полям, как залог богатого урожая.
Казалось, люди должны были бы уже утихомириться после такой бурной недели и спокойно молиться и поститься. Но нет, в некоторых губерниях веселье продолжалось, правда уже с оттенком грусти. Там отмечали так называемые "тужилки" или "поминки по масленице". В первый день поста, несмотря на строгий запрет алкоголя, во многих местах на Руси полоскали рот водкой, объясняя это тем, что "у кого скоромное в зубах застрянет, тот будет чертей во сне видеть".
У некоторых такие "полоскания" затягивались на целую неделю. Кое-где устраивались кулачные бои, которые якобы способствовали "выбиванию" скоромной еды из тела. Такие потасовки называли "выколачивать лепёшки" или "блины вытрясать". Но в общем и целом с приходом Великого поста все гулянья заканчивались, и большая часть православных постепенно возвращалась к молитве и благочестивому образу жизни...
Время расставило всё на свои места, и теперь мы редко вспоминаем о языческой основе обрядов Масленицы. Для многих это просто возможность от души повеселиться, символически проводить зиму, встретить весну. А для православных последний праздник перед долгим Великим постом, возможность подготовиться к нему - примириться с ближними, простить обиды и настроиться на несколько недель покаянного пути к Богу.
Очень интересно!Как красивы народные обычаи-спасибо
У меня примерно такая же стопочка блинов была, жаль угостить некого, соседи употребляют только алкоголь.