Рентабельность продаж — один из основных финансовых показателей для оценки эффективности работы компании. Коэффициент показывает отношение прибыли от продаж к выручке за определённый период без учёта акцизов и НДС.
Рост показателя говорит о том, что компания работает эффективнее, чем раньше. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.
Коэффициент позволяет:
• узнать степень окупаемости затрат;
• сравнить показатели текущего и предыдущих периодов, чтобы проанализировать финансовую эффективность компании в динамике;
• понять, насколько эффективно действует менеджмент организации;
• понять, насколько эффективно используется чистая прибыль;
• оценить способность компании отвечать по своим обязательствам (в сумме с другими критериями финансовой стабильности).
Как рассчитать показатель
Для расчёта коэффициента рентабельности нужны данные из отчёта о финансовых результатах и бухгалтерского баланса.
Среди них:
• выручка;
• себестоимость продаж;
• валовая прибыль (убыток);
• прибыль (убыток) от продаж;
• проценты к уплате;
• прибыль (убыток) до налогообложения;
• текущий налог на прибыль.
Есть две формулы расчёта рентабельности продаж:
По валовой прибыли
РП = валовая прибыль за отчётный период ÷ выручка × 100 %
По чистой прибыли
РП = чистая прибыль за отчётный период ÷ выручка × 100 %
Расчёт по чистой прибыли важен для акционеров и кредиторов организации.
Ещё есть формула для расчёта коэффициента рентабельности реализованной продукции, товаров, работ или услуг:
КРРП = (прибыль от продаж ÷ выручка от продаж) × 100 %
Пример расчёта рентабельности
Посчитаем показатель для некого ООО «Фокус-Групп» за 2016–2017 гг.
2016
• Прибыль от продаж — 7,2 млрд руб., выручка — 66,8 млрд руб., чистая прибыль — 4,4 млрд руб.