Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
лингвист(ка), РГГУ, к.ф.н., автор книг о феминитивах "Как называются женщины" и...  · 31 янв 2022

"Дрожат гара́жи автобазы": стихи как хранилище старых ударений

...В детстве, читая Пушкина, обнаруживаем -- иногда, чтобы получились стихи, слово надо читать с неправильным ударением:
"И за учи́телей своих
Заздравный кубок подымает".
"…На зе́ркальном паркете зал,
У моря на граните скал".
Зе́ркальный, учи́тели…
Раз в таком виде эти слова остались в «Евгении Онегине» и «Полтаве», значит, понимаем мы, так Пушкин и говорил.
Русские ямбы, хореи, дактили и прочие размеры с правильным чередованием последовательностей ударных и безударных слогов — запечатали ударение в словах своей эпохи.
"Учи́тели" вместо "учителя́" ещё Ожегов в середине XX века отмечает с пометой «высок.» и примером: «Великие учители-философы».
А полтора века назад это обычная форма:
«Сюда попадали некоторые молодые дворяне, семинаристы, учители уездные, учители домашние…» (Николай Лесков, «Некуда», 1864).
Сейчас ее практически не встретишь даже в духовном контексте, у Сергея Аверинцева уже 25 лет назад: «Но ведь духовные учителя вот такое смирение на словах… противопоставляли истинному смирению». У этого слова ударение окончательно сдвинулось.
В последние столетия у многих русских существительных ударение во мн. ч. сдвинулось на окончание: "учи́тель — учителя́, дом — дома́, том — тома́… Чаще всего при этом и окончание меняется с -ы/-и на -а.
"Дома́", "тома́" — разве говорили когда-нибудь иначе? Стихотворный размер не даст соврать:
«Но вы, разрозненные томы / Из библиотеки чертей…» («Евгений Онегин»).
«Москва и Петербург довольно мне знакомы, / Я знаю в них почти все улицы и домы…» (Денис Фонвизин, «Послание к слугам моим»).
"Домы" встречается еще у Гоголя, а "томы" вообще дожило до 1950-х годов.
Все эти "ужасные торты и крема" — только часть долгого тренда.
Вот "гара́ж", гораздо более позднее по сравнению с "торт" и "крем" заимствование, куда быстрее перешло к ударному окончанию мн. ч. Но безударное поймал Пастернак в 1930 году:
"Дрожат гара́жи автобазы,
Нет-нет, как кость, взблеснет костёл.
Над парком падают топазы,
Слепых зарниц бурлит котёл".
…Казалось бы, если читать классические стихи, кладезь предыдущих языковых норм, трудно серьезно воспринимать современные священные битвы "кре́мы vs крема́". Но часто непривычная форма попадает в слепое пятно, мы просто ее не замечаем.
Автор удалил комментарий
@Раиса Лебедева, а где вы делаете ударение в словах "гаражи", "включит", "варит"?
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Илья Бартенев, описанные сдвиги ударений, естественно, известны не только по стихам -- поэтому мы и знаем: да, в стихах запечатлевается ударение и вообще произношение, характерное для автора. Вы путаете внутренние законы поэзии и общеязыковые закономерности, которые мы можем изучать на примере текстов разного типа. Просто именно ударение "хранится" в основном в стихах.