Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Учитель начальных классов, психолог, волонтёр.  · 6 окт 2021

Эссе «Моя педагогическая философия»

Меня зовут Диана, мне 23 лет и я работаю в школе. Всего 3 года из своих 23 Какой-то совсем крохотный отрезок, казалось бы. Даже возникает вопрос, имею ли я право рассуждать о педагогическом труде и имею ли я свою философию. Но эссе и подразумевает размышления, поэтому пришло время сесть и разобраться в себе и своей голове.
Обратимся к прошлому. Далекому прошлому… Вот мне исполняется 5 лет, я жду, когда с работы придет отец и принесет большой торт, мама украсит его свечками, я задую их и загадаю желание. Нет, не вырасти и стать учителем.
Впрочем, какая разница. Никакого торта и не было. И отца тоже не было. Он принимал экзамен у девятиклассников. Его не было и через год, и через два. Не было его и 1 сентября, когда мне исполнилось 7 лет и я стала первоклашкой, не было его и на выпускном, спустя 9 лет. Пока я росла, мой отец воспитывал чужих детей. И я не осуждаю его. Я видела, как он сидит по ночам с тетрадками, видела, как он пишет конспекты, видела всё. Смотрела и думала: «Никогда не стану учителем».
Грезила об актерском курсе колледжа культуры, училась декламировать
стихи, примеряла разные роли. Мечтала, как выйду на сцену местного театра и обязательно сыграю какую-нибудь главную роль. Какая уж там философия учителя, когда до 9 класса грезишь о сцене.
А потом случилось то, что случилось. Набор на актерский курс должен был произойти спустя два года, после того, как я закончила бы 9 класс. Терять время я не хотела, учиться в школе с социально-экономическим профилем тем более. Какая экономика, какое банковское дело, я хочу читать стихи и играть большую роль, а не это вот всё. Собрала себя и мысли, пошла в гуманитарный лицей, при педагогическом колледже. Ну, лицей- это же здорово. Пушкин ведь учился в лицее. Да еще и гуманитарный. Прелесть!
Почему-то первым делом со мной стали разговаривать в приемной комиссии, не стали читать личное дело, не изучили ведомость с оценками. Стали говорить: о жизни, интересах, планах. Странно, раньше никто не задавал мне таких вопросов. Никого не интересовало, какая книга повлияла на мое мировоззрение, что мне нравится делать, о чем я мечтаю. Женщина в приемной комиссии послушала меня и сказала: «Просто попробуй, в тебе есть предрасположенность к
педагогике, жалко будет упустить шанс». Был конец августа, в
сформированные группы почти не было мест, в тот же день, без подготовки, я сдала экзамены и внезапно для самой себя стала студенткой отделения коррекционной педагогики в начальном образовании.
Было ли это обдуманное решение- НЕТ! Это было решение, принятое
сердцем. Ему, видимо, было лучше меня известно, чего я хочу на самом деле.
Знаете, есть иногда в молодых людях эта особенность. Принимать решение сердцем. Обычно это решения, которые потом заставляют жалеть. К счастью, в моем случае, жалеть не пришлось.
Вообще, забегая вперед, хочу сказать, что именно педагоги колледжа сделали меня той, кто я есть сейчас. Именно они вычистили из моей головы весь мусор, именно они обрубили иголки, которыми я защищалась от мира, именно они показали мне образец педагога, именно они полюбили меня и научили любить в ответ. И именно с них я беру пример.
Знаете, как правило, такие работы начинают по стандартному сценарию: «В детстве я мечтала… Я так хотела… У деток горят глазки…»
Я не мечтала, я не хотела. Я просто пришла и стала учиться. Учиться учить и любить то, что я делаю. Все 4 года мне говорили: «Учитель- это не только
методики, ты ничему не научишь, если будешь просто передавать знания.
Нужно гореть». Меня подожгли, еще на первом курсе. Я пришла, и
неожиданно для себя занялась вокалом. Пела в хоре, потом солировала.
Здорово, теперь я могу еще и учить с детками песни! Мне понравилось.
На втором курсе колледж исполнил мою мечту об актерстве. Пришел
настоящий режиссер и стал обучать нас театральному мастерству. И я
играла: Бабушку, совесть, старосту класса, да кого только не играла. Здорово! Я смогу сделать школьный театр. Ведь нельзя же без театра. Театр- это культура!
Тогда же я открыла в себе еще одно качество. Я вдруг отчетливо поняла, что хочу делать жизнь других лучше, не только людей, но и животных. Я стала волонтёром. А еще стала председателем студенческого профсоюза.
Открыла в себе любовь не только к литературе, но и к истории, и к
психологии, и философии. Полюбила жизнь только оказавшись в колледже.
Как вы думаете, созрела ли у меня тогда мысль: «Сейчас как приду в школу, как увижу горящие глазки детей и как стану учителем года»?
Правильно, не созрела. Созрела вполне себе здравая мысль, что после того, что сделали для меня мои педагоги, подвести их и свернуть с пути, я просто не могу. Я пришла в школу без романтических иллюзий о работе, я не думала, что будет просто, я не идеализировала. Я знала, что будет трудно, что нужно будет положить жизнь на то, чтобы стать хорошим учителем. Я знала, что педагог- это не профессия, это стиль жизни. Знала, что теперь я всю жизнь буду учиться и совершенствоваться. Я знала, что нужно гореть.
И я горю, вот уже три года. Бросила ли я увлечения, которые появились в колледже? Нет. Я получаю высшее образование по психологической
специальности, ищу людей с поисково-спасательным отрядом, пою песни с детьми на музыке. Я горю, горю каждый день своей жизни. Горю так, чтобы от моего огня зажигались другие.
Работа в школе научила меня многому, например, не спать сутки, делать пять, а то и больше дел сразу, есть за минуту и стоя, быть терпимой ко всему, отвечать на разные странные вопросы, находить потерянные вещи интуитивно, писать много и красиво, разбирать даже самые нечитаемые почерки, и, главное любить то, что я делаю.
Учительство- это не сказка, где ты приходишь открываешь рот, а дети
восторженно в него заглядывают и потом воспроизводят слово в слово твою речь. Учительство- это труд, где для того, чтобы тебя слушали, нужно быть интересной, всегда. Нужно знать всё, и даже немного больше. А еще, нужно всё время находить новую информацию, и каждый день учиться.
Приходя в школу, молодой педагог должен быть готов к тому, что помимо приятной работы с детьми, есть еще работа с документами, есть еще родители, которые не всегда будут на стороне учителя. Нужно быть сильным человеком. Нужно гореть, иначе все вокруг будет серым, пресным и скучным. И для детей, и для учителя.
Дети отражают нас. Они перенимают наши черты, нашу манеру общения, наши качества. У такого серого учителя и дети будут серые. Им будет скучно учиться, у них не будет желания придумывать что-то новое, они будут ходить в школу потому что «так надо», как и их учитель ходит на
работу «надо, потому что получил диплом».
Недавно мои дети рисовали открытки и собирали подарки к Новому Году для одиноких бабушек и дедушек. Потому что никто не должен остаться без подарка. А потом мы с ними в группе продленного дня смотрели мультфильм про сироту, и они загорелись идеей вырасти и взять ребенка из детского дома. Их забота о мире проявляется во всем, даже в отношении друг к другу. Я смотрю на это и понимаю, что от меня они заразились этим «вирусом» эмпатии.
Теперь я твердо знаю, что всё в жизни не зря. Что я пришла туда, куда и должна была. Что я на своем месте, пусть и не мечтала об этом.
Теперь я знаю, что мечтать об актёрстве было чем-то пустым и юношеским. Мечтать нужно о великом, о важном и вечном. Например, теперь я мечтаю делать мир лучше. Пусть это слишком амбициозно, пусть звучит слишком уж книжно. Но это так. Мы с моими детьми вместе каждый день стараемся сделать мир лучше. И у нас уже получается. Мы каждый день делаем лучше мир друг для друга. А когда я их выпущу, они смогут продолжать делать это без меня.
На моих плечах огромная ответственность. Если школа- второй дом, то я – вторая мама. И от меня будет зависеть то, как будет ребенок относиться к учебе, к учителям, к своим одноклассникам. От меня зависит, будет ли ребенок любить учиться. А от его учебы будет зависеть его успешность.
Нет, мало просто знать методики преподавания. Мало просто научить
ребенка. Учитель вносит огромный вклад в воспитание личности. Ребенок с утра до вечера в школе, он берет пример с нас.
Меня зовут Диана Александровна, мне 23 года. Моя мечта играть на сцене исполнилась лишь отчасти. Я никогда не мечтала стать учителем, но стала.
Возможно, у меня исполнилась чья-то чужая мечта. Но я счастлива.
Счастлива, потому что я совмещаю в себе сто разных профессий и ролей.
Потому что горю и зажигаю других. И буду гореть еще долго, потому что
дети делают меня неиссякаемым источником огня. Счастлива, потому что
родители моих учеников говорят «спасибо за наших детей». Счастлива,
потому что мои ученики пишут мне на доске «Мы вас любим». Счастлива,
потому что мои преподаватели из колледжа говорят «мы гордимся тобой».
Счастлива, потому что мои ученики недавно сказали, что в будущем хотят стать волонтёрами, как я.
Я не обещаю быть лучшим, но обещаю быть хорошим учителем. Я не
обещаю делать своих учеников гениями, победителями всех олимпиад,
всезнайками и не обещаю, что все они будут отличниками (хотя, конечно,
очень этого хочу). Но я обещаю, что каждый из них станет человеком,
личностью. Я обещаю с каждым днём становиться лучше и узнавать что-то новое, чтобы рассказать им и заинтересовать их. Я обещаю не ломать их, не пытаться прогнуть их под один шаблон, обещаю не убивать в них желание мечтать. Обещаю, что буду уважать их личное мнение и помогать им учиться его высказывать и обосновывать. Я обещаю гореть и светить, обещаю зажигать других и согревать их своим огнем. Обещаю любить то, что я делаю.
Каждый человек должен оставить после себя память. И я очень стараюсь каждому ребенку передать кусочек своего огня любви к жизни, к людям, к тому, что вокруг. Потом ребенок сможет передать кусочек своего огня другим людям. Это ли не память обо мне?
Профессия учителя светлый и добрый труд, и в коллекции бумаг и отчетов, мы должны не забывать, что главное в нашем труде не отчет, а тонкая материя- личность ребенка.
Эссе написано в рамках городского конкурса "Учитель года", три года назад.