Во многих отечественных IT-компаниях есть мотивационная программа с опционами. Например, она есть в Яндексе, где опционы у каждого второго сотрудника, VK раздавал ценные бумаги своему топ-менеджменту, и у Ozon была широкая программа мотивации опционами.
До известных событий у того же Яндекса все прекрасно работало, но потом акции российских компаний перестали торговаться на зарубежный биржах. Но даже если бы этого не случилось, доход сотрудников бы ощутимо упал: курс на NASDAQ заморожен на $18 за акцию, в то время как курс на MOEX — сильно ниже начала года. Мотивационная программа перестала мотивировать…
Яндекс выбрал наиболее радикальный поход к решению этой проблемы: просто повысил оклады и премии в счет новых опционов.
Можно примерно понять, сколько Яндекс потратит на мотивацию сотрудников: в начале весны Яндекс уже выделял им дополнительную зарплату — на это ушло 6 млрд рублей. Так что речь об очень больших расходах. Хочешь развиваться — плати.