Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала "Лингвоед". Куратор темы "Филология"  · 7 дек 2021  ·
lingvoed

Конкурс секциии "Преподавание словесности": необычный урок

Уже в эту пятницу начнется филологическая конференция "Куркьюма", которая объединит лучших лингвистов, филологов, знатоков иностранных языков и преподавателей словесности! Мы получили интереснейшие заявки и совсем скоро представим полную программу нашей конференции.
А пока давайте делиться в комментариях к этому посту историями из преподавательской жизни. Расскажите о самом необычном уроке, который вы проводили или на котором вам посчастливилось оказаться в качестве ученика/студента.
За лучшую историю мы подарим эту замечательную книжку!
Лингвистические игры и загадки на моем канале в Telegram. Присоединяйтесь!Перейти на t.me/lingvoed
История не столько необычная, сколько поворотная в рождении большой любви к филологии и лингвистике как к наукам... Читать дальше
В свое время меня потрясло преподавание в военном училище. Приходишь на пару, курсанты встают разом, с грохотом отодвигая стулья, и вытягиваются по стойке "смирно". Взводный (пацан 17 лет) шагает к твоему столу, ать-два, отдает честь и докладывает зычным голосом на китайском: "взвод такой-то в полном составе на занятие прибыл!". И надо всем сказать "Вольно", чтобы начался урок)
На любой вопрос, например, "Вы можете написать этот иероглиф?", следовали ответы "Никак нет!"/ "Так точно!"
Очень хорошие были ребята. :)
Отбойный молоток, или ура пятиклассникам (впечатления дня)
Захотелось рассказать историю пятилетней давности - много было эмоций после этого урока. Вот моя история:
"В этом году вместе со всей остальной "весёлой" учебной нагрузкой достался мне новый пятый класс - смешной, лупоглазый, добрый и распахнутый. В лучших прежних традициях. Сегодня я лишний раз порадовалась, что именно на урок с ними пришлось то замечательное событие, которое вызвало у меня бурю эмоций.
Кабинет, в котором я работаю, находится на почти подвальном этаже. Это кабинет ОБЖ, но в силу множественной начальной школы в нашем здании кабинетов для средней и старшей не очень хватает, вот и веду я "русский в противогазах".Окна этого кабинета выходят на проезжую часть, потолки высокие, подоконник на уровне моих плеч, окна открываем, когда уже совсем нечем дышать, т.к. при открытых окнах шумновато. Это всё - для понимания обстановки.
Дело происходит на 4-м уроке, ребята уже подустали, но честно трудятся. Повторяем теорию, обсуждаем составленный дома текст про дождь. И тут - практически "разверзлись хляби небесные": за окном начинает работать отбойный молоток.Ощущение, что работает он в классе. Себя и детей я не слышу. Что делать?
Спаслись мы, я считаю, гениально. Быстро похихикав по поводу того, что это к нам дождь пришёл из домашнего упражнения
(с грозой, громом и парочкой рабочих, видимо), мы начали тренировать внимание. Игра заключалась в следующем: в короткие паузы между "зарядами" молотка я проговаривала теоретическую информацию, которую ребятам надо было "поймать" и записать в тетрадь. Паузы мы ловили с напряжённым вниманием: мне надо было успеть сказать - им
зафиксировать сказанное. Так мы сумели записать 3 определения, фрагмент текста и несколько нужных нам слов для разбора.
К робкой просьбе одного из пятиклассников всё-таки "выключить дождь" мы коллективно отнеслись философски: стоит ли обижаться на дождь, грозу, град? В общем, мои славные пятаки вышли с честью из этого испытания, а я задумалась: намеренно ли дорожные службы обеспечивают нам драйв на уроке или случайно стали источником замечательной технологии активного слушания? В любом случае радуюсь, что урок, который практически неминуемо должен был сорваться, всё-таки состоялся благодаря готовой учиться и общаться детворе". И вот сейчас понимаю, что услышанное на уроке ребята особенно хорошо помнили после этого (к разговору о напряжении как условии хорошего усвоения материала:))
Я учитель со стажем. Много было в моей жизни ярких, глубоких, скандальных, смешных, умных и всяких других интересных уроков. Своих и чужих. Расскажу коротко об одном из последних запомнившихся. Я люблю такие уроки, когда дети берут инициативу, именно тогда и начинается настоящее образование, живое.
Пару недель назад обсуждали с 5-ым классом русскую народную сказку "Жена-доказчица" . Сюжет интересный. Муж нашёл золото, жену попросил молчать, а она баба вредная: пошла к барину и все рассказала. Но муж свою жену знал и заранее к такому поворот событий подготовился. В общем, все закончилось хорошо в сказке. А на уроке была битва. Страсти разгорелись вокруг вопроса: зачем старуха рассказала все барину?
- Она захотела себе все золото забрать.
- Нет. Барин бы ей не отдал. Она глупая и не подумала, что барин все себе заберёт.
- Совсем не так! Ей не золото было нужно, а чтобы барин мужа её приструнил, а то он разбогател и совсем перестал жене подчиняться.
- Да просто она похвастаться хотела, что богатая стала. Так все женщины делают!...
Щеки розовые, с мест от нетерпения повскакивали - всем сказать хочется. И тут один черноглазый рассудительный мальчик говорит:
- Со старухой-то все понятно, меня очень другое удивляет: как бедный старик с такой буйной и глупой бабой всю жизнь живёт и не развёлся. Даже в этой ситуации предвидел её поведение и подготовился, чтобы семью спасти и деньги сохранить! Любит её, наверно.
С этого момента урок неожиданно из социально-психологической дискуссии превратился в фестиваль лирических миниатюр на тему "А вот я знаю про такую любовь...".
А вы говорите - сказки!)