Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Литературоведение (русская классическая литература), религиоведение (православие)...  · 16 янв 2023

Памяти Инны Чуриковой. О фильме "Плащ Казановы"(1993г.)

«Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!». Ф.М. Достоевский "Подросток". 
Хлоя - героиня, которую сыграла Инна Чурикова, - в прямом смысле любит и даже обожает эти "старые чужие камни"! Оказавшись в Италии в составе туристической группы в качестве переводчицы, Хлоя совершенно равнодушна к материальным потребностям своих соотечественников, и решает последний день пребывания в Венеции, посвятить исключительно эстетическому наслаждению от соприкосновения воочию с "чудесами старого божьего мира". Гуляя по прекрасной Венеции и ночью, и днём, она покупает себе стильную дорогую шляпку и желает полностью погрузиться в сладостную атмосферу волшебного города! Хлоя не только прекрасно общается с венецианцами в кафе, пьёт кофе и угощается итальянским вином, она ещё, как живому,  признаётся в любви старому мосту, гладит его камни и искренно жалеет его за почтенный возраст!
Судьба одаривает Хлою  в Венеции по полной программе! Героиня так вживается в роль женщины - представительницы мировой цивилизации, что принимая её за богатую американку, на Хлою "кладёт глаз" местный отельный альфонс Лоренцо. 
Пытаясь угодить "своей богатой клиентки", он предоставляет ей полный пакет услуг для одинокой дамы, жаждущей развлечений и удовольствий в прекрасной Венеции. Всё это, естественно, подразумевается с его стороны за её счёт (ведь, он же предоставляет услуги!). Но очарованной всеми европейскими прелестями, включая и самого Лоренцо,  Хлое такое даже в голову не приходит!
В героине пробуждается самая настоящая любовь - жертвенная  любовь, которая только может родиться в сердце женщины, уже не первой молодости, женщины русской и сострадательной. 
"Я готова тебе отдать свою жизнь, - говорит Хлоя своему возлюбленному - возьми мою кровь! Но долларов у меня нет!". 
Но Лоренцо нужны только доллары: "Зачем мне твоя жизнь, твоя кровь?.. Ты сначала расплатись со мной, а потом мы поговорим о жизни и о крови."
Этот фильм про то, что,  в принципе, западная цивилизация не способна понять русскую. Героиня - русская Хлоя - ему про любовь, про то, что готова отдать ему свою жизнь; а он ей - про деньги! У него любовь даже и не предполагается. Такое впечатление, что  итальянец Лоренцо даже не понимает, что женщина способна любить! Как будто он просто не знает, что это такое! В его представлении женщина может только получать удовольствия, радость, а это он как раз и может доставить ей, но только, естественно, за деньги. Поведение Хлои - со слезами, со стыдом, с томлением - ему кажется странным, непонятным. Когда же он узнаёт, что она - русская, и у неё нет никаких долларов, он просто оскорбляет её и перестаёт терять с ней время (время - деньги!). 
 Как можно русским с их душой, с их трепетным отношением к "святым камням Европы" иметь дело с этой цивилизацией торгашей!?.. Но ведь мы любим! Любим с каким-то обожествлением, как любит героиня; смотрим на них с завистью и восхищением, как другие героини фильма. Эти "цивилизованные" люди сами себя так не любят и не относятся к себе, как русские относятся к ним! Они давно уже считают друг друга торгашами (в их представлении - деловыми людьми). Для них: "двуногих тварей миллионы…орудие одно"; им "чувство дико и смешно" (А.С. Пушкин). 
Мы же видим в них образ Божий, душу живую, чувствующую и страдающую, а не только торгующую всем подряд, в том числе и собой. В этом - драма отношений русской героини, прекрасный образ которой создала наша выдающаяся актриса современности Инна Чурикова, с её возлюбленным героем- итальянцем! 
Да и вообще, можно обобщить: эта драма отношений русской цивилизации с западным миром!
Светлая память гениальной русской актрисе И. М. Чуриковой (5.10.1943 г. - 14.01.2023 г.).
По живому следу
t.me/zhivoysled
Спасибо,очень точно написано!
В этом проблема была есть и будет…
К счастью в наше время  многие уже начали прозревать !
@Олег Ярцев, Спасибо за понимание!
Хороший фильм… Странный и жалкий образ живой души. 
Инне Чуриковой всегда удавались роли женщин, в которых внешняя непривлекательность отступала на задний план, уступая первенство красоте души.
Впрочем, ей удавались и роли откровенно шаржевые и гротескные.
Настоящая актриса! 
"русские" это всего лишь национальная принадлежность,не более,так же как немцы французы чукчи каракалпаки,то есть люди,но с какой то радости они стали выставлять себя как "народ особенный"…СМЕШНО
@שוע המשיח *EдинстVенный* ישוע המש влад, Вы наверное не совсем правильно поняли:  русские -  здесь не национальная принадлежность, и они есть и среди немцев, французов, чукч, американцев - всех национальностей мира. Здесь имеется в виду не народ, а общность людей с определенной жизненной философией.
Нужно обязательно посмотреть этот фильм. Но текст ксенофобный. Очень жаль, что националистический пафос про "русскую душу" продолжается. Так обычно пишут люди, которые в реальной жизни не имели желание и возможность изучить мир за пределами своей страны. Про это сейчас я бы снял кино.
@Роман Мошенский, "…текст ксенофобный" - объясните, в чём проявляется "ксенофобность"?.. Иначе, простите, Ваши слова в адрес моего текста - клевета! На всякий случай (может, сами не понимаете, о чём пишете?) напомню определение понятия: "Ксенофобия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного. 
"националистический пафос про "русскую душу"" выдумка русофобов, как инструмент борьбы против ненавистной  русской цивилизации! Ненависть мешает думать?!.. Как же Вы переживаете, что русские ещё живы?!.. И что они всех любят по-прежнему, как писал Блок (вслед за Достоевским), обращаясь к просвещённому Западу: 
"Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…"
А.Блок "Скифы".
Эти слова Блока - для Вас, вероятно, тоже "ксенофобные"!? Как и вся русская литература и культура, начиная с А.С.Пушкина!?! 
Фильм замечательный, но с очень грустным концом. Судьба "наградила" женщину с нежной, романтичной душой встречей с альфонсом.
Фильм абсолютно гениальный. Но он не про встречу двух разных миров (т.н. русского и западного).  Фильм о столкновении советского мира, живущего за железным занавесом, во многом инфантильного и очень провинциального, с  жестким и прагматичным миром Западной Европы.   
@Наталия Колесникова, Вы откуда возникли, простите, хочется спросить?.. Вы хоть сами прочтите, что написали про два мира. "жесткий и прагматичный мир Западной Европы" - это один мир! Правильно! Другой мир - "советский мир, живущий за железным занавесом, во многом инфантильный и очень провинциальный". А советский мир - он откуда взялся? с Луны, что ли?.. Во время ВОВ немцы называли всех советских русскими! Спросите у них, зачем они так делали?.. Кстати, фильм снят в 1993 году. СССР перестал существовать 26 декабря 1991. Так что, правильно в фильме и в отеле называют наших туристов не советскими, а русскими. Посему, ваше замечание о "н.з.русском мире" - не имеет под собой никакой почвы. "Столкновение" в фильме именно между русским и западным миром, как бы вы лично не пытались этот момент преподнести…