Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Магистр математики, методист, педагог, тьютор  · 2 дек 2021  · asmmath.ru

Решить за одну секунду

Данный пост пишу для родителей тех ребят, которые любят решать или не решать задачи за одну секунду.
Обычно это происходит так. Школьник бегло и «про себя» читает задачу. Ровно через секунду сообщает расстроено, что «решить ее не может». После данной фразы следует саботаж процесса решения. Особенно эмоциональные школьники доходят до того, что начинают убеждать преподавателя в том, что «они вообще ничего не могут решить», «математика — это не для них» и искренне сожалеют об этом.
В такие моменты я задумываюсь, решила ли я школьную задачу столь быстро. Конечно, не решила. Да и мало кто решит, наверное.
Исходя из моего опыта, описанная ситуация происходит чаще всего со школьниками 4-6 классов, когда накопленная сложность лексических и логических конструкций не позволяет в один момент понять задание, а школьник не приобрел навыка поэтапного решения. Эмоциональной ситуацию делает то, что в данном возрасте школьник переживает новый кризис идентичности относительно взрослого мира, в который он попадает.
На мой взгляд, первое, что необходимо сделать в такой ситуации — это убедить школьника, что не понимать задачу после однократного беглого прочтения — это нормально. Затем рассказать алгоритм поэтапного решения задачи. Следует сделать акцент на том, что решение должно быть осознанным. То есть надо погрузиться в задачу, представить себя ее героем, а не воспринимать ее как простую совокупность слов.
Алгоритм поэтапного решения задачи может выглядить следующим образом:
-внимательно прочитать задачу вслух;
-осознанно подумать над задачей;
-попытаться найти существительные (объекты) и взаимосвязи с ними;
-схематично изобразить исходные данные в тетради;
-определить, что нужно найти (неизвестное);
-составить последовательную цепочку вопросов, как можно получить неизвестное;
-записать решение, последовательно получая ответы на поставленные вопросы.
Как видите, такой алгорит требует некоторого времени и усилий ученика, чтобы его воспроизвести.