В 1865 году Монтгомери Блэр, генеральный почтмейстер Соединенных Штатов, обнаружил, что за последние пять лет у Почтовой службы накопились некие значительные фонды, сэкономленные на обслуживании штатов Конфедерации в течение всей Гражданской войны. Потому что с какой радости их обслуживать, если они хотели покинуть Союз?
На эти средства им были развернуты программы экспресс-обслуживания мелких городков и деревень и - внимание - впервые была введена услуга почтовых денежных платежей и переводов с государственным страхованием переводимых средств. Теперь по прериям, лесам и затерянным поселкам "старых" штатов США и по только осваивавшемуся Дикому Западу - параллельно с росшими и ветвившимися железными дорогами - потянулись шеренги почтовых ящиков на столбах и понеслись дилижансы с надписью "US Mail". Раньше почта работала только в крупных городах, и селянам нужно было ездить в город забирать письма и газеты.
Век был непростой и нескучный.
Почтовые дилижансы испокон веку возили посылки, денежные чеки, суммы в конвертах, прочие ценности, - и ограбления поездов и дилижансов были таким же элементом быта, как побриться или позавтракать. По тем же дорогам, что и почтальоны, туда-сюда носились банды грабителей, послевоенных дезертиров, партизан-южан, индейцев. Почтальоны получили поддержку и официальную "крышу" от федеральных маршалов и сравнялись в правах с охотниками за головами. Да, по правде говоря, часто и совмещали эти два важных государственных дела. Образ такого почтальона крепко укоренен в американской массовой культуре и периодически ярко возвращается на экраны, как, например, в постапокалиптическом вестерне 1997 года "Почтальон" с К. Костнером. Вот и он, вот и он, американский почтальон.
Но главное, конечно, - это пересылка застрахованных сумм в любую точку страны, включая нецивилизованные горы и пустыни, куда мчались верхом рейнджеры Блэра или сотрудники новообразованных частных конкурентов государства - агентств Pony Express и FedEx, тоже в шляпах, шейных платках и каждый - с самым быстрым винчестером по эту сторону Миссисиппи, my friend.
Как вы думаете, насколько возрос в экономике Соединенных Штатов процент магазинов и агентств, торгующих по переписке? А насколько возрос в издательском деле процент подписки в противовес розничной продаже? Не начали ли масово плодиться магазины формата "торговля со склада по каталогу", думаете вы? Не увеличилось ли число печатных изданий, распространяемым по подписке, со 178 в 1860 г. до примерно 12 000 в 1868 г.?
Этот бум можно сравнить с апрелем 2020 года, когда цивилизованное человечество массово открыло для себя Zoom и сам его формат, и больше мир никогда не будет тем же. И будущие лет 5 переформируют социально-экономический пейзаж мира довольно радикально. А в 1865 году эта революция была еще радикальнее.
В США и вслед за ними - в Европе появились сотни и тысячи "университетов", "институтов", "школ", курсов, классов, отдельных преподавателей и семинаров по любым предметам. Учили все и всему. Больше половины - шарлатаны, воры и плагиаторы, буйные и плодовитые сумасшедшие. Ну как в современном мире, открывшем для себя Zoom. Все газеты были забиты рекламой обучающих курсов.
А состояли они в сериях брошюр, которые высылались по почте с оплатой по почте же. И если еще 10 лет назад вы тоже могли послать по почте чек, но никто не гарантировал вам ничего, а сам чек содержал ваши персональные данные и подпись и мог впоследствии стать для вас источником кучи проблем, - то теперь вы были гарантированы от всех опасностей, и Государственная почта заботилась о вас и ваших деньгах.
Из области духовности первыми среагировали сельские церкви - и пустили дело почтовой благотворительности на поток. За ними подтянулись спириты, потом пришло время теософов. Все они принялись рассылать обучающие брошюры и вслед за ними - дипломы о прохождении образования. Не прошло и десяти лет, как появились дипломы о посвящении в закрытые ордена, которые также направляли по почте в обмен на взносы - сперва в Мексике и на Кубе, потом в США, потом в Англии и наконец - везде. Больше всех отличились в этом создатель современного Египетского масонства Джон Яркер, великий эзотерик и создатель современного мартинизма Папюс, создатель современного розенкрейцерства Спенсер Льюис и создатель Ордена восточного Храма, праотец современных телемитов, Теодор Ройсс.
Яркер, например, даже выслал диплом высшего масонского посвящения Блаватской - даром, из уважения. А она Яркера облила сарказмом в прессе и потом в "Разоблаченной Изиде", обозвала масонов лузерами, но диплом не отдала и припрятала, - ну а что, зачем выбрасывать-то, вещь качественная, заграничная.
Короче, ряд исследователей полагают, что именно с этого времени закрытые общества вступили в пору упадка, утратили смысл существования, ореол таинственности и авторитет. Другие винят в этом Блаватскую, умело вытащившую все архивы тайных обществ в публичное пространство. Третьи винят женщин, пробравшихся в тайные общества и отвоевавших себе равные с мужчинами права. Четвертые - научно-технический прогресс, упадок официальной религии и снижение морального уровня европейских и американских интеллектуалов вплоть до веры в одни лишь деньги. Пятые вообще не считают современность временем упадка тайных обществ. И пусть каждый выбирает для себя.