Science
пишет о прорыве биоинженеров из Университета Миннесоты: они заморозили почки крыс, затем отогрели их и имплантировали живым крысам. И почки заработали.
Если удастся довести эту технологию до крупных органов человека, то многие люди, ожидающие пересадки от донора, будут спасены. Что самое критичное в этом деле — быстрая заморозка, не позволяющая кристаллам льда разрушить ткани (витрификация), и равномерный отогрев по всему объему, чтобы не допустить растрескивания органа. В UMN отогревали почки, введя в них перед заморозкой наночастицы железа. При воздействии магнитным полем частицы нагреваются.
Замечу в скобках, что та же техника — магнитное поле + наночастицы — может быть использована для неинвазивной стимуляции нейронов с термочувствительными рецепторами.
Параллельно другие группы ищут иные пути консервации органов, о чем тоже пишет автор текста в Science. Сейчас у донорства едва ли не главная трудность — логистика, завязанная на дедлайн жизни органа. Если удастся эти сроки растянуть, не провисая в функциях, то будет большая победа. Витрифицированный орган, по идее, может храниться годами.
Про то же исследование детальнее
пишет STAT.