Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Предупреждаем о новых схемах обмана населения. Рассказываем, как действовать, если вас...  · 30 окт 2022  · мошеловка.рф

​​ЦБ недоволен услугой страхования банковских карт от мошенничества

💳 Спрос на страховку от кражи денег с банковской карты за 9 месяцев 2022 года оказался в 5 раз выше, чем за аналогичный период прошлого года. Популярности продукта поспособствовали сами мошенники: после мартовского затишья они начали атаковать с утроенной силой. И было бы отлично, если бы этот способ работал. Но Фонд «За права заёмщиков» уже около пяти лет доказывает глубокую бессмысленность такой услуги. Теперь наши доводы стали весомее: к ним присоединился Центробанк.
❓️Почему «страховка от мошенников» — это плохо?
🔹️ Действие страховки распространяется на кражу средств при участии сотрудника кредитной организации, но в этом случае возмещение от банка положено клиенту по закону «О национальной платежной системе».
🔹️ На самое распространенное мошенничество — выманивание платежных данных и кодов подтверждения при помощи методов социальной инженерии — страховка не распространяется: ведь якобы клиент сам подтвердил платеж или скомпрометировал данные карты.
🔹️ Полис, как правило, начинает действовать через несколько дней после заключения договора, а о риске кражи страхователь должен сообщить в течение 2-3 часов с момента снятия денег. То есть, человек может заключить договор, но при наступлении страхового случая, даже соответствующего всем пунктам договора, он не получит страховую выплату.
👉 Разумеется, не считаются страховыми случаи, когда клиент нарушил правила банка: записал пин-код на самой карте или передал пластик знакомым или родственникам.
Возникает вопрос: а за что, в конечном итоге, платит страхователь? Ни ЗПЗ, ни Центробанк ответа на него так и не нашли. Озвученные в договоре кража карты, ее подделка и подбор персональных данных — исключительно редкие случаи, от них защищают подтверждающие смс-коды или пуш-уведомления и пин-код. Стоит страховка от практически невероятного случая от 1 до 7 тыс. руб. в год.
🧏‍♀️ «Эксперты ЗПЗ единодушно считают услугу страхования от мошенничества не просто бесполезной, а даже вредной, — разъясняет руководитель проекта ОНФ „За права заёмщиков“ Евгения Лазарева. — Люди платят реальные деньги за иллюзию защищённости, расслабляются и допускают роковые ошибки, которых страховые риски не покрывают. Получается, что и мошенники ограбили, и банку ещё заплати за то, чего нет».
По мнению эксперта, абсолютную техническую защиту от мошенников на сегодня создать невозможно. Люди сами должны искать возможности обучения финансовой грамоте. Их сейчас немало: в каждом регионе есть хорошие надежные и бесплатные проекты, созданные общественниками, в том числе при поддержке Центробанка.
🏦 Банки тоже могут внести свою лепту — но пока, видимо, не хотят. Инициативу ЦБ о самозапрете онлайн-кредитования, которое могло бы отсечь сразу несколько опасных сегментов мошенничества, кредитные организации проигнорировали, найдя лазейку в формулировке распоряжения регулятора. Более того: отказывая нашим волонтерам в реально работающей антимошеннической мере, некоторые банки предлагали им… ту самую неработающую страховку.