Приведу две цитаты:
- "...разум должен стать целостным и весь мир воспринимать как НЕЧТО ЖИВОЕ. Такое восприятие мира - шаг к вере. Акты целостного мышления, связанные с истоками духовной жизни, вызывают веру и приводят человека в состояние гармонии со своей природой..."
Из учебника профессора МГУ А. Горелова "История мировых религий" ("Вера как условие обретения человеком целостности").
2. "Религиозное восприятие подразумевает понимание образной речи."
(П. М. Шитиков, кандидат наук и (бывший?) преподаватель духовной семинарии, ныне иерей в своей статье "Роль метафоры в религиозном дискурсе", а также статье "Теория и практика перевода библейской метафоры")
Разговаривая с одним из атеистов, я поняла, что человек искренне полагает, что природу одухотворяет сам человек, она, якобы, не одухотворённая (читай: неживая). А с этого и начинается восприятие Бога (который абстрактен для меня как в иудаизме) как ЖИВОГО, независимо от того связываешь ли ты его с Личностью Иисуса, или Аллаха и т.д.
Мой ответ такой: Бог - не сущность, но ЖИВОЙ. Прежде всего. Остальное - нюансы, в которых нужно разбираться, только заручившись образным мышлением.
Кроме того в цитате я выделила курсивом "целостное мышление", "стать целостным", да и название всей подглавы говорит само за себя - об обретении целостности через веру.
Как достигается такая целостность? С помощью развитого образного мышления, когда в правополушарное образное восприятие преобразует получаемую извне информацию в наиболее полные образы, только при таком восприятии трансцендентное не теряется. Левополушарный способ обработки информации его отсекает бритвой Оккама. Атеисты ну очень уж её любят. Однако, то что получается после этого называется половинным, аполлоническим мышлением по отношению к: целостному по Горелову, сложностному по Эдгару Морену, оно же эвристическое (оптимальное мышление невозможно без творческого (образного) восприятия), оно же в единстве аполлонического и дионисийского у Ницще, оно же стало поводом для создания трансцендентальной философии у Канта, начиная с "Критики чистого разума" (критики ЧИСТОГО РАЗУМА!)
То же и у упомянутого Шитикова в его статьях посвященных метафорическому выражению трансцендентного опыта в Библии: по сути, не имея данных нейронаук, он делает те же самые выводы, что и британский психиатр Йен МакГилкрист после 20-лет изучения снимки головного мозга и изложив результаты своих исследований в объёмном труде, который пока не переведён на русский язык.
Атеисты слишком крепко держатся за левополушарный способ обработки информации, теряя в образном восприятии (которое должно быть развито целенаправленно через творчество), поэтому невозможно даже доказать, что природа объективно одухотворена. Образно говоря "ЖИВОЙ БОГ". А какие формы обретает этот образ, какие имена принимает - дело второе.
Я не говорю изнутри какой- либо религии, я говорю глядя на них на всех со стороны, но тяготею к иудаизму.