С 2023 года в системе техосмотра в России произойдут заметные изменения. Они связаны с индексацией цен на эту услугу, а власти уже подсчитали, насколько сильно подорожает проверка легковых автомобилей в разных регионах. Разбираемся со всеми грядущими нововведениями.
Техосмотр подорожает почти везде
С этого момента вступят в силу новые цены на проведение техосмотра во всех регионах России. В некоторых субъектах РФ тарифы вырастут на 50-100% — местные власти устанавливают стоимость сами и менять её пункты права не имеют. Однако в реальном выражении водителям придётся платить на 300-500 рублей больше. Операторы такие изменения уже раскритиковали, ведь последние годы они добивались возможности поднять тарифы ещё сильнее, так как они не менялись в большинстве субъектов на протяжении 10-12 лет.
Запланированные изменения должны были сделать работу пунктов техосмотра более выгодной для операторов, ведь в противном случае часть из них просто
закрылась бы. Но многое пошло не по плану. Дело в том, что методика предусматривала два способа обновления цен. Первый (и более сложный) предполагал сбор внушительного массива финансовых данных и расчётов от операторов относительно их расходов на содержание пунктов техосмотра. Проанализировав эти показатели, локальные власти должны были высчитать оптимальный тариф для каждого региона.
Чтобы такие выводы считались обоснованными, данные должны были прислать не менее 50% операторов. Сделать это надо было до 20 декабря 2022 года. При этом и власти, и сами операторы сомневались, что пункты смогут провести сложные расчёты по предложенным формулам. Поэтому у методики был и второй, гораздо более простой способ оптимизировать тарифы на техосмотр. А именно — обновить их с учётом инфляции за все годы, в течение которых цены в регионе не пересматривали. Например, в 2018 году в РФ инфляция составила 4,27%, в 2019-м — 3,05%, а в 2020-м — 8,39%.
Такой подход, как объяснил Журналу Авто.Ру глава Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек, устраивал большинство операторов. Например, действующий тариф в Москве в размере 720 рублей, по словам эксперта, не обновляли с 2012 года. Таким образом, согласно предложенной ФАС методике расчёта цены с учётом накопленной инфляции, тариф должен был вырасти до 1,33 тысячи рублей.
И некоторые регионы инфляцию действительно учли. Например, в Санкт-Петербурге цены выросли с 881 рубля до 1543 рублей. В Мособласти цены вырастут до 940 рублей вместо 710 рублей. Однако подавляющее большинство регионов расчёты решили не проводить, а просто установили минимальный тариф — 913 рублей.
Как объяснили операторы, такой предельный минимальный размер цены установили в ФАС на тот случай, если после перерасчётов стоимость ТО в регионе окажется слишком низкой. Тем не менее, именно такая цена будет действовать в большинстве субъектов. В том числе, Москве (было 720 рублей), Оренбургской области (было 474 рубля), Ставропольском крае (было 603 рубля) и так далее. А в Волгоградской области цена выросла на 61 рубль — до 576 рублей, что меньше нижнего порога, который установила ФАС. Очевидно, цену в этом регионе придётся поднять до установленного минимума.
Как подтвердил председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, большинство регионов утвердили тариф в 913 рублей. Эксперт назвал эту индексацию недостаточной: по его словам, операторы будут добиваться в 2023 году повышения цен до средней стоимости нормо-часа работы на СТО в каждом регионе.
«В сравнении с ростом цен на другие категории товаров и услуг в автоиндустрии, повышение стоимости техосмотра для автовладельца практически незаметна. Тарифы в ряде регионов не пересматривали более 10 лет, и, если поднять цены на 500 рублей, это будет несущественно», — сказал Бурдюгов.
Почитать ещё: «Параллельная» новинка года-2022: её выбираете вы!
ГИБДД будет проверять техосмотр внимательнее
Напомним, что проходить техосмотр владельцы легковых автомобилей обязаны в следующих случаях:
- при перерегистрации автомобиля на нового владельца, если с года изготовления автомобиля прошло более четырёх лет;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- если легковой автомобиль используют в такси или в качестве служебного транспорта.
Штраф за отсутствие техосмотра для физлиц с 2022 года составляет
2 тысячи рублей. При этом многие водители (если им всё-таки нужна диагностическая карта) до сих пор предпочитают проходить техосмотр «удалённо»: незаконно приобретая карты в других регионах. Причём «серые» операторы уже научились обходить
более жёсткие требования к оформлению диагностических карт, включая проведение съёмки автомобиля вместе с экспертом до начала проверки и после.
Таких умельцев операторы прозвали «фотошоперами», а качество фотографий зачастую оказывается очень низким. И до недавнего времени в ГИБДД ничего не могли с ними поделать: ведь если нечестные операторы вносили данные о якобы пройденном техосмотре в ЕАИСТО, такие карты всё равно считались в системе легальными. Однако теперь в ГИБДД внимательно смотрят за качеством диагностических карт, которые водители привозят для перерегистрации машины.
«Инспекторы начали внимательно проверять карты. Если они вызывают сомнения, инспекторы возбуждают проверку в отношении пункта техосмотра, отслеживают, приезжали ли туда автомобили, или же там просто штампуют карты. Если это подтвердится, предприятию грозят штрафы около 200 тысяч рублей», — рассказал Волчек.
Что касается действительности карт, которые выдали такие пункты, у ГИБДД следующая позиция: если сотрудники выявляют признаки оформления диагностической карты без фактического прохождения техосмотра, то в ГИБДД инициируют проверку пункта. При этом отказать в проведении регистрационных действий в ГИБДД не могут. Однако, если после проверки окажется, что пункт действительно нарушил закон, то диагностическую карту аннулируют. Учёт автомобиля, который зарегистрировали на основании такой диагностической карты, прекращают.
Что касается проверки карты техосмотра на дороге, то делать это сотрудники ГИБДД не могут: карты просто нет в списке документов, которые водители обязаны предоставлять инспекторам. Удостоверится в наличии диагностической карты, как объясняли в ГИБДД, полицейские могут только при наличии видимых проблем. Например, если у автомобиля течёт масло. Но, как признаются сами инспекторы, эта норма практически не работает.
Почитать ещё: Случайные проступки, за которые оштрафуют зимой: детальный список
Штрафы с дорожных камер за техосмотр приходить (пока) не будут
С 1 марта 2022 года камеры должны были научиться обращаться к базам данных МВД и проверять, оформлен на машину техосмотр или нет. Однако эту функцию так и не запустили. Близкие к страховщикам и операторам дорожных камер источники рассказали, что при проверке базы возникают многочисленные ошибки, и велика возможность, что автомобилисты начнут массово получать ошибочные штрафы. На это в МВД пойти не готовы, и перспективы запуска фиксации этого нарушения в 2023 году минимальны.
Впрочем, камеры для контроля техосмотра всё-таки
используют: в спорных ситуациях МВД проверяет, попадал ли автомобиль в поле зрения камер около пунктов техосмотра во время прохождения проверки или нет. Однако такие случаи пока не носят массового характера.
Почитать ещё: Классные японские минивэны по цене ГАЗели. Топ-6 вариантов
Что проверяют на техосмотре в 2022 году
С 1 сентября 2022 года в МВД решили
уменьшить количество операций, которые проверяют во время техосмотра: вместо 82 их осталось 55. Поэтому осенью операторы перестали проверять, в частности:
- коррозию элементов тормозной системы;
- повреждения тормозных трубопроводов;
- уровень шума выпускной системы;
- каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- подачу стеклоомывателями омывайки на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
А вот работу тормозов, исправность фар, наличие всех предусмотренных конструкцией элементов, отсутствие трещин на стекле в зоне обзора водителей и многое другое на техосмотре проверять продолжают.
Полный список пунктов есть в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Детально о том, как устроена процедура техосмотра в 2022-2023 гг. мы написали
в отдельном материале.