Добрый день!
На самом деле, чтобы научиться правильно выбирать момент для включения пониженной передачи, необходимо пользоваться тахометром. Это самое очевидное и, пока, у Вас нет опыта, всё-таки не очень разумно искать и использовать другие методы.
А вообще, могу посоветовать только самые очевидные вещи, так как спидометр и тахометр Вы хотите игнорировать.
Перед включением понижающей передачи сбросьте скорость двигателем или торможением. Если скорость высокая, то усилие по торможению должно быть достаточным и продолжительным.
Допустим у Вас пятиступка. Вы едете 110 на 5-й (спидометр чисто ориентировочно сейчас используем), а Вы хотите переключиться на 4-ю.
Для этого отпустите педаль газа и нажмите педаль тормоза на среднем усилии хотя бы на 3-4 секунды. Этого вполне достаточно, чтобы понизить передачу.
Самое простое и очевидное это понижающая передача на поворотах. Так и так Вы сбрасываете скорость и притормаживаете. Соответственно тут сложно ошибиться и включить понижающую передачу. Но всё же лучше это сделать в процессе поворота, чтобы не потерять ускорение.
В целом опыт использования МКПП Вы сможете приобрести достаточно быстро и такой опыт Вы вряд ли уже потеряете)))
Мой стаж 23 года. В 2015-м в последний раз сидел на ручке. С 2017 по 2021 ездил только на автомате. Но понадобилось на месяц пересесть на ручку с малой мощностью автомобиля (а это дискомфортно...кто так делал, тот поймёт) и я не испытал никаких проблем.
Чтобы привыкнуть и адаптироваться к своей МКПП, постарайтесь первое время не рвать коробку и не сильно раскручивать двигатель. Чем более плавно будете разгоняться и тормозить, тем быстрее привыкнете к ней и меньше вреда нанесёте своему автомобилю.
Зима, кстати, очень хорошо дисциплинирует в этом плане.
Всем ни гвоздя ни жезла!