Если отвечать коротко: manager — не создаёт дизайн и не должен уметь это делать, а designer — умеет разрабатывать дизайн и даже иногда может это делать.
Во многом должность product manager и product designer схожи. Если описывать обязанности одной фразой, то product designer/manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта. Но в случае с дизайнером более актуально слово «создание», а в случае с менеджером подойдёт фраза «выход на рынок».
Product designer — это дизайнер с расширенным списком ответственности и обязанностей. Это тот случай когда работа в графических редакторах занимает 30% времени, а остальные 70% —планирование, коммуникация, сбор данных и исследования. Да, product designer по-прежнему может заниматься прототипированием, разработкой макетов или даже их анимацией, но скорее, чтобы задать направление и после отправить на доработку дизайн-команде.
Product designer обычно начинает работу, он смотрит на проект не как дизайнер, а как заказчик или пользователь продукта. Плюс он поддерживает проект в течении всей разработки, так как важно объединить пожелания клиента, решения проблем пользователя и собственное видение продукта в единую и целостную систему.
В итоге product designer перестаёт быть дизайнером в обычном понимании этого слова. И если у тебя дизайн-команда больше 10 человек, то времени на «работу руками» скорее всего не останется, так как нужно будет давать комментарии по макету, и доносить пожелания заказчика до дизайнеров.
Product manager — занимается похожими вопросами, что и product designer. Но различие в том, что manager смотрит на проект со стороны заказчика и в спорных моментах скорее примет сторону заказчика и будет находить компромиссы в пользу клиента. Product designer в этом случае обычно нацелен на пользователя и выдвигает аргументы с его стороны, то есть пытается сделать понятный продукт, которым удобно пользоваться.
Product manager выигрывает в том, что зачастую он мыслит за рамками дизайна, это может быть бизнес-процессы, техническая реализация, позиционирование и внедрение продукта. К примеру, бывает так, что созданный дизайн слишком сложен для разработки и product manager вместе с дизайн-командой и командой разработки находит компромисс для комфортного и ненакладного взаимодействия. При этом продукт должен остаться удобным и понятным для пользователя.
Так как product manager «не работает руками», то основная его деятельность — коммуникация. Внешняя коммуникация — это общение, как с заказчиком, так и с подрядчиками и ведение документации. Внутренняя коммуникация — это взаимодействие внутри команды и то насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации.
В итоге product manager и product designer занимают разные роли несмотря на схожий список обязанностей. Product manager роль заказчика, а product designer роль пользователя. Тем самым при разработке продукта получается найти компромисс времени, сил, денег и «хотелок» всех участников процесса.