Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему НДС считается налогом с конечных потребителей, а не с предприятий?

ФинансыЭкономика+3
  · 13,8 K
Аспирант CERGE-EI, Прага  · 15 дек 2021
Так устроен НДС. Представьте себе производственную цепочку из трех звеньев: сырье, комплектующие, конечная продукция. Пусть сырье стоит 100 без НДС, комлектующие 200, а готовая продукция 300. Это означает, что на первой стадии создана стоимость 100, на второй к ней добавилось еще 100 и на третьей еще 100.
Тогда производитель сырья должен добавить к цене НДС в размере 20, если ставка 20%, производитель комплектующих 40, а производитель конечной продукции 60.
Однако уплата НДС устроена так, что на каждой стадии производитель вычитает входящий НДС. Например, производитель комплектующих фактически перчислит в бюджет 40-20=20, а производитель конечной продукции 60-40=20. В итоге НДС во всей цепочке равен 60, то есть от 20% всей созданной стоимости в размере 300 без двойного счета. Тот же самый результат мы бы увидели, если бы последний продавец просто начислил НДС равный 60. Понятно, что потребитель конечной продукции уже никакого вычета не получает.
Больше того, согласно Налоговому кодексу плательщиком является как раз покупатель товара, подлежащего налогообложению, а продавец является налоговым агентом. Другими словами, на продавце лежит обязанность взять налог с покупателя и перечислить его в бюджет.
Однако с экономической, а не с бухгалтерской точки зрения все обстоит еще интереснее. Дело в том, что на рынке действует закон спроса, то есть рост цены снижает объем продаж. Поэтому продавцу надо учитывать этот эффект.
Предположим, что цена выросла на 1%. Тогда объем может упасть меньше или больше, чем на 1%. Если меньше, то выручка растет, а если больше, то падает. В первом случае говорят, что спрос не эластичный, а во втором эластичный. Чем менее эластичен спрос, тем сильнее можно увеличить цену.
Представьте, что спрос эластичный, тогда производителю не выгодно слишком сильно повышать цену. Ведь его выручка будет падать. Поэтому он поднимет цену не на полную сумму НДС, а лишь на ее часть. Фактически он пожервует частью прибыли. При этом цену, конечно, придется повысить, несмотря на высокую эластичность, так как целиком оплачивать НДС он тоже не собирается.
Это означает, что часть НДС перекладывается на покупателя, а часть фактически компенсируется продавцом. В бухгалтерском учете это никак не отражено, но фактически так и выходит. В экономической теории можно решить несложную оптимизационную задачу и показать, что итоговое распределение НДС будет обратно пропорционально эластичности спроса. Этот результат называется правилами Рамсея.
Неприятный для социальной политики вывод состоит в том, что неэластичные товары — это чаще всего товары первой необходимости, которые покупают в том числе люди с низкими доходами. Однако именно на них эффект НДС действует сильнее всего. К счастью, в России для некоторых групп товаров действует пониженная ставка НДС 10%. Я не знаю, чем руководствовался законодатель, но если изложенными выше соображениями, то честь ему и хвала.
Канал на Ютуб «Мрачный экономист»Перейти на youtube.com/channel/UCPPvxTE-0geoPokyzujWNMQ
1 эксперт согласен
НДС это косвенный налог с реализации. Покупая любой товар в магазине вы оплачиваете НДС (за исключением магазинов на упрощенке, и товаров и услуг не облагаемых НДС). и этот НДС указан у вас в чеке, чек автоматом отправляется в налоговую и налоговая уже знает сколько НДС заплатит магазин.
соответственно покупатель оплатил НДС.