Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Уроки музыки и ИЗО в школе должны больше нести рекреативную направленность или академическую?

ОбразованиеИскусство и культура+5
Татьяна Редько
«Учитель для России»
  · 317
Лучший
Музыка, искусство, наука, история.  · 11 нояб 2021
Здравствуйте, Татьяна. Думаю, стандарт школьного образования, к которому мы привыкли, перестаёт работать. Унифицировать программу в такой же степени, как это было в СССР уже не получится. Слишком большой ассортимент профессий и вытекающих из них философий, без которых трудно состояться в рамках своего профессионального сообщества.
Как воспитывать тоже не очень понятно, поскольку непонятно, кого, собственно надо воспитать.
Таким образом, вопрос очень сложный. Полагаю, всё же не рекреативную. Если поставить задачу таким образом, уроки превратятся в некоторую форму развлечения. Дополнительную перемену. Рано или поздно. Особенно, если это будет частью стандартной программы, допустим, двухвариантной.
Искусство слишком важная составляющая человечности, чтобы можно было ограничиться поверхностным ознакомлением.
Но и академический подход вряд ли даст хороший результат у большинства детей.
Думаю, важнее всего показать, что искусство это один из самых эффективных методов познания. Не менее важно показать целостность искусства, условность его дробления по жанрам. Научить анализировать, воспринимать, думать и чувствовать. Дать предпосылки ребенку к тому, чтобы он смог выстроить свой собственный баланс между чувством и анализом так, чтобы одно не исключало другое. Наоборот, помогало и дополняло.
В этом смысле оба подхода в чистом виде вряд ли дадут эффект. Невозможно предсказать, на каком материале лучше научить человека быть человеком.
Мне приходилось составлять учебный план буквально под каждую группу. И совпадали эти планы, увы, всего на пять-десять процентов.
Весь материал был разным, и диктовался особенностями самих студентов. Только к диплому задачи и планы постепенно унифицировались.
Я старался как можно больше занятий проводить в форме семинаров. Они давали материал, на котором можно было строить лекции так, чтобы они были постоянно увязаны с текущими представлениями конкретных студентов, и давали им хороший поручень для корректировки своих взглядов своими силами.
Конечно, мне было гораздо легче, чем Вам. Большинство студентов люди уже мотивированные. И всегда есть рычаг воздействия через отсев.
Можно ли построить что-то подобное в школе, не знаю.
Но если Вы задаёте себе этот вопрос, значит, Вам небезразличен результат, и вполне возможно, у Вас получится найти адекватную форму подачи знаний.
В любом случае я постарался бы постоянно увязывать их текущие эстетические представления, запросы и вкусы с классическими образцами.
Не обязательно делать это в духе Марка Стила, но ознакомиться имеет смысл.
Если не смотрели, наберите "лекции Марка Стила". Мне очень понравилась лекция о Бетховене. И актуально, и корректно.
Я пытался актуализировать немного иначе, но у меня и не было задачи создать универсальный подкаст для широкой аудитории. Материал для актуализации всегда давала конкретная небольшая группа студентов. Конечно, в таких условиях можно быть ещё корректнее, можно копать ещё глубже, при этом сохраняя все актуализирующие параллели.
Так что подача, подобная Стилу, лишь повод для размышлений, а не образец. Но схема ухвачена достаточно точно, и скорее всего, именно в эту сторону будет в ближайшее время двигаться педагогика.
Главная задача - актуализировать историю искусств, сделать её не посторонней абстракцией. Навести мостки между модной группой, её аналогом семнадцатого века, девятнадцатого, какого-то ещё, и соотнести с теми произведениями, которые мы в наибольшей степени ассоциируем с достижениями Человечества. Показать иерархию, но ненавязчиво. Чтобы человек сам к ней пришёл. И без уничижения модных групп и их аналогов разных веков.
Попробовать понять вместе с детьми, почему портреты на заказ писали сотни и даже тысячи художников, подавляющее большинство из которых были очень и очень хорошими мастерами, но на слуху Веласкес и Рембрандт.
Что такого в их портретах, чего нет у сотен других?
И дело тут не в светотени. И малые голландцы всё таки не потому малые, что маленькие по размерам работы писали, а потому что Рембрандт большой. Хоть сейчас и не модно так думать.
Только надо сделать так, чтобы дети это поняли сами. С самой осторожной помощью с Вашей стороны.
Не получится, не успеете, не сложится, про обычных мастеров и Веласкеса, не беда.
Главное, чтобы получилось хоть немного их подтолкнуть в нужном направлении. Немного, но точно.
Поэтому нет, не рекреативная и не академическая направленность, а Ваша собственная. Наверное, так.
Благодарю Вас за такой полный ответ и за то, что делитесь опытом!