Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Понтий Пилат всё же решил казнить Иешуа Га-Ноцри?

Искусство и культураЛитература+2
Анонимный вопрос
Что имел в виду автор
  · 112,2 K
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 12 нояб 2021
Будьте точнее - в романе он не приговорил Иешуа к смерти, а утвердил приговор синедреона, о чем и говорит в тексте совершенно четко. Он не имел другой возможности - Иешуа признался перед ним, что произносил речи, которые хулили императора Рима, произносил публично. Пилат сам бы попал в опалу и был бы изгнан из Иерусалима с позором, если бы позволил себе здесь милосердие. То, что он обратился к Каиффе с просьбой - это пример невероятной смелости, страстного желания спасти Иешуа, потому что даже эта просьба могла быть передана в Рим и привести к печальным для Пилата последствиям.
Надо сказать и другое. В романе есть только одна причина, по которой Пилат заинтересовался этим товарищем. А именно - Иешуа устранил его головные боли. В конце же романа Пилат ноет, что хочет "вести разговоры с философом", но он не провел в тексте ни одного, который заставил бы его обратить на себя внимание. Совершенно бытовые беседы во время допроса. Остается только предположить, что были другие эпизоды общения этих двоих, которые в книге не описаны. Нечто совершенно удивительное поведал Пилату Иешуа, и Пилат решил его спасти. А раз решил спасти - то и спас...
Я не уверен, что в тексте этого романа казнен был именно Иешуа.
Об этом я скоро буду писать в своем телеграм-канале https://t.me/smertavtora
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Уважаемый автор, так случилось, что просматривая публикации Кью, я дважды ставлю Вам дизлайк. Прежде всего потому... Читать дальше
@Лариса Чебатуркина, неубедительно. Если автор ответа будет участвовать со мной в текстологическом споре, то от него мокрого места не останется:)
Вначале я, чтобы не быть голословной, напомню Ваши фразы из статьи, а затем объясню, почему считаю Ваши утверждения ошибочными.
  1. «Иешуа признался перед ним, что произносил речи, которые хулили императора Рима…»
Пропустим, что речи не могут хулить. Хулить, несомненно, может только человек, произносящий эти речи.
Вернемся непосредственно к тексту. В Вашем утверждении фактическая ошибка. Иешуа не мог признаться в том, чего не делал. В силу своего характера, бродячий философ Иешуа Га-Ноцри врать не станет. Здесь ярко выражена жизненная позиция самого Булгакова, жившего в эпоху тоталитарного режима: свободный человек никогда не унизится до лжи даже с провокатором, даже если будет уверен, что может поплатиться за это жизнью.
Вот как отвечает Иешуа на обвинения, изложенные в доносе: «…(Иуда) попросил высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал…» И далее: « В числе ПРОЧЕГО (выделено мной) я говорил… что ВСЯКАЯ власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни КЕСАРЕЙ, ни какой-либо ИНОЙ власти. Человек перейдёт в царство ИСТИНЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ, где ВООБЩЕ не будет надобна никакая власть».
Как видим, хулы на кесаря здесь нет и в помине.
  1. «Надо сказать и другое. В романе есть ТОЛЬКО ОДНА ПРИЧИНА, по которой Пилат заинтересовался этим товарищем. А именно - Иешуа устранил его головные боли…»
Позвольте Вас спросить: а какова роль глав из произведения Мастера в романе? Каков идейный замысел Булгакова, помещающего роман в романе? Зачем вводит эпизод с «излечением» Пилата и каков символический смысл головной боли прокуратора?
Смысловую нагрузку глав из романа Мастера трудно переоценить. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ роман Булгакова – это выстраданные убеждения человека культуры с совершенно исключительной личной ответственностью перед ЖИЗНЬЮ.
В главах романа Мастера поднимаются не только острые вопросы, которые волновали общество в 30-х – 40х годах XX века, в них попытка осмысления «вечных» тем: что такое добро и зло, каковы этические нормы в отношениях между Правдой (нравственной правдой) и Властью, для чего живёт и умирает человек, что такое жизнь вообще.
Эти вопросы волновали и героя романа Мастера, и Понтия Пилата, поэтому он так внимательно слушал Иешуа – этого странного и образованнейшего человека, а далеко не преступника.
  1. «Совершенно бытовые беседы во время допроса. Остается только предположить, что были другие эпизоды общения этих двоих…»
Зачем предполагать? Читайте внимательно текст романа. Встреча одна. Вопросы далеко не бытовые (они, в конце концов, не проблемы санитарии или пропитания обсуждают). Вопросы философские, социальные, политические… Ну об этом я уже писала.
  1. «…Пилат решил его спасти. А раз решил спасти - то и спас...»
Вы откуда такие сведения почерпнули? У Булгакова казнь Иешуа – очень важный эпизод романа, насыщенный подтекстом, связанным не только с концепцией романа, но и жизненным кредо самого писателя, за которое А.А. Фадеев назвал Булгакова человеком, «не обременившим себя ни в искусстве, ни в жизни политической ложью».
Пропустим, что речи не могут хулить. Хулить, несомненно, может только человек, произносящий эти речи.
Сразу нет. В русском языке существует понятие "хулительные речи".
« В числе ПРОЧЕГО (выделено мной) я говорил… что ВСЯКАЯ власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни КЕСАРЕЙ, ни какой-либо ИНОЙ власти. Человек перейдёт в царство ИСТИНЫ и СПРАВЕДЛИВОСТИ, где ВООБЩЕ не будет надобна никакая власть».
Вы утверждаете, что в этом отрывке нет указания на то, что он направлен против власти цезаря. Я очень удивлен такому утверждению. Слово "кесарь" даже упоминается в тексте. Давайте разбираться.
Вот краткий протокол допроса.
Пилат спрашивает: говорил ли Иешуа что-то про кесаря.
Иешуа отвечает: правду говорить легко.
Пилат повторяет вопрос: и предупреждает, что надо взвешивать каждое слово при ответе. Пилат пытается спасти Иешуа. Он дает ему понять, что ответ "да" равен смертному приговору. То есть с т.з. Пилата Иешуа - то, что записал Иуда в протоколе, говорил нечто, достойное смерти. Что это может быть?
Иешуа начинает рассказывать.
Пилат перебивает его и дает ему последнюю подсказку "или ты забыл?", при этом вопрос ставит уже прямо - говорил ли ты что-либо про государственную власть.
Ответ Иешуа: да, говорил, что людая власть ничтожна и т.д. Любая власть является насилием, в том числе и власть кесаря.
На прямой вопрос о том, как он относится к власти кесаря, он отвечает, что плохо.
По-моему, исчерпывающе. Иешуа признается, что его философия предполагает отказ от власти Цезаря Рима и ее ничтожность перед властью Бога. Как тут можно увидеть что-то другое, - я недоумеваю.
Позвольте Вас спросить: а какова роль глав из произведения Мастера в романе? Каков идейный замысел Булгакова, помещающего роман в романе? Зачем вводит эпизод с «излечением» Пилата и каков символический смысл головной боли прокуратора?
История Иешуа не является копией романа Мастера. Я напомню, что в начале романа Воланд рассказывает эту историю Берлиозу и Бездомному. В середине романа, встретившись с Мастером, Воланд Мастера 1. не узнает. 2. не знает, о чем его роман. 3. прости почитать. 4. смеется и удивляется. 5. отдает этот роман почитать "тем", которые направляют Мастера в "покой". Считать вставки про Иешуа вставками из романа Мастера - текстологически неправильно.
Зачем предполагать? Читайте внимательно текст романа. Встреча одна. Вопросы далеко не бытовые (они, в конце концов, не проблемы санитарии или пропитания обсуждают). Вопросы философские, социальные, политические… Ну об этом я уже писала.
Да, и эта встреча не произвела на меня впечатления, что Пилату так уж полюбился философ. Он явно считает его причудливым дурачком, но влюбиться в него и желать с ним встречи - сильно сомневаюсь. Поэтому я пока не могу пояснить, откуда взялось это чувство. Точнее - могу, но это уже в рамках другой работы.
Вы откуда такие сведения почерпнули? У Булгакова казнь Иешуа – очень важный эпизод романа, насыщенный подтекстом, связанным не только с концепцией романа, но и жизненным кредо самого писателя, за которое А.А. Фадеев назвал Булгакова человеком, «не обременившим себя ни в искусстве, ни в жизни политической ложью».
Я пока что не могу доказать этого. Но у меня есть такая идея, она связана с моим общим видением романа и нелогичностью этой казни. Есть определенное противоречие между всевластием Пилата и его покорностью судьбе. Это недостойно язычника и римлянина.
Видите, никаких фактологических ошибок Вы не нашли, а последнее предположение я и описывал как предположение.
Астрономия, Физика, Фотография  · 8 сент 2021
Многие отвечающие забывают, что речь идет о художественной реальности романа «Мастер и Маргарита», в котором мы видим озвученный Булгаковым взгляд типичной «просвещенной» интеллигенции на евангельские события. Что Иешуа — это не богочеловек, а так, странствующий учитель, немного странный, немного наивный. Что добро и зло относительны. И в этой связи интересна становится... Читать далее
1 эксперт согласен
Психолог, психотерапевт, консультант  · 5 сент 2021  · b17.ru/gontovoy
Здравствуйте! Понтий Пилат был слаб духом, его веры не хватило на поступок против системы. Он был лишь винтиком, который сыграл свою роль в спектакле, сценарий которого был уже написан.
Написанное является моим субъективным мнением (психотерапию не заменит) 🙏Перейти на profi.ru/profile/GontovoiKA
Он вероятно верил в римских богов и иудейские лжепророки его не интересовали. И веруя в своих богов и государство... Читать дальше
Православный христианин, Пенсионер МО РФ, в теме "Религия" 40 лет, "Богословие" - любимая...  · 8 сент 2021
Ключевым в принятия решения о предании Иисуса Христа на казнь, был этот момент истории: > "... Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник... Читать далее
Андрей Архипов христианин ,учился в семинарии сейчас пишу комментарии ,делюсь знанием...  · 9 сент 2021
Пилат боялся за своё место прокуратора Иудеи , религиозные лидеры могли подстрекать народ к беспорядкам , так же донести Кесарю на Пилата что он , отпустит Иисуса называющийся царём . В то время никто не имел право в Римской империи называть себя царём кроме Кесаря .
Врач терапевт с 1980 г. Около 9 лет врач скорой помощи. С 2012 г по настоящее время...  · 9 сент 2021
Вы не поняли. Понтий Пилат как раз решил, что Иешуа не заслуживает казни. Именно поэтому он умыл руки и передал решать толпе. Толпа обрекла Иешуа на казнь. Vox populi - vox Dei. Предсказание должно быть исполнено. Закон жанра.
Кушнер Алексей, специалист по химической зависимости.  · 8 сент 2021
Он ничего не решал так решил иудейский народ Пилат был вынужден подчинится большинству и обязан был это сделать по своей должности... Те у него не было другого выхода да и мотивации было не достаточно... Для него все евреи были что называется на одно лицо, а казнить евреев это было в порядке вещей ...
Профессиональный ученый, интересы самые разные. Философия, секс, поэзия, история...  · 7 сент 2021
А чего ему было не казнить-то? На казни настаивало местное начальство. На казни настаивала толпа. Сам Иисус - ничего вразумительного Пилату не сказал. К тому же Император мог "не понять" снисходительности Пилата. Пилат не был верующим христианином. Для него Иисус - один из многих религиозных проповедников, которых тогда хватало, самых разных толков. Так что его... Читать далее
У него не было выбора,так как пощади его он уже не был бы прокуратором...
Пенсионер, созерцатель, сочинитель, пытающийся назвать всё по имени... , знающий, что он...  · 13 нояб 2021
Да, решил, потому что иное решение очень дорого ему обошлось бы. Струсил Понтий Пилат, хотел оставить жизнь Га-Ноцри, хотел приспособить его к своим нуждам, но внешнее давление свалило все его благие помыслы и потуги... И потом, всё было предопределено, всё разыграно Высшими силами, и поцелуй Иуды, и мучения Сына Божьего, и Крест, и Воскрешение и празднование этого... Читать далее
Работаю в сфере ИТ. Интересует политика, история, литература, киноискусство.   · 8 сент 2021
Он ничего не решал. Иисуса Иосифовича приговорил к смерти Синедрион за богохульство, ложь, лжемессианство, подстрекательство, призывы к неповиновению, очернение духовенства и т.д. Там были очень серьезные статьи, и ничего, кроме высшей меры, молодой человек получить не мог. А Понтий Пилат, не найдя в нем серьезной вины, попытался замолвить на него слово и смягчить... Читать далее