Как уже отметили, фотография взяла на себя одну из главных функций живописи - создание точных "снимков" с натуры. Многие художники, начиная с поздних романтиков, прерафаэлитов, символистов, стали конструировать собственные миры и всё дальше уходили от живоподобия. Впрочем, здесь фотография лишь усилила уже существующие тенденции. Очень многие художники использовали фотоснимки в своей работе. Реалисты (Шишкин, Иккинс) - для более глубокого изучения и более точного изображения натуры, не реалисты (Гоген, Дени) тоже часто отталкивались от фотоснимков при создании своих образов.
Но во влиянии фотографии на живопись есть ещё один момент, неявный. Фотография, начиная уже с гелиографии Ньепса, сделала сильно упростила создание репродукций с картин. Благодаря тому, что процесс репродуцирования стал относительно дешёвым и, самое главное, очень точным, огромное количество людей смогло приобщиться к мировой живописи, воспитать свой вкус. (До этого знакомство с шедеврами искусства для многих осуществлялось по принципу "Мойша напел", как в анекдоте - на весьма неточных гравюрах и живописных копиях). Разумеется, это произошло не сразу, да и без сложностей не обошлось - например, очень долгое время проблемой было создание качественных цветных репродукций. По этому вопросу можно целую монографию написать.