Как делали спецэффекты, когда фильмы снимались на плёнку и нельзя было обработать на компьютере видео?
Например, съёмки всяких сказочных существ? Или магия, которая должна искриться и создавать всякие волшебные эффекты вокруг героев? Или когда герою нужно пригать между зданий? Или спецэффекты в супергеройском кино? Как это делалось, как обрабатывалось? Прямо на плёнке?
Насколько мне известно, полностью компьютерные спецэффекты появились не так давно, в начале 1990-х. А до этого компьютер использовался в сочетании с реально построенными моделями. А ещё до этого спецэффекты были, если можно так сказать, полностью „аналоговыми“. Среди аналоговых спецэффектов очень давно были известны и маскирование, и проекция, причём проекция как при монтаже готового фильма, так и прямо на съёмочной площадке, и комбинирование мультипликации (работа аниматоров с куклами и макетами) с отснятыми реальными персонажами.
Как делали? Принципиально так. Снимали сцену, замаскировав часть кадра, чтобы эта часть не оказалась засвеченной, а потом снимали другую сцену, открыв ранее замаскированную часть кадра и закрыв отснятую. Другой вариант — две отснятые и обработанные плёнки проецировали по очереди на одну общую.
Интересно, что ставший пошлым в наше время свадебный „спецэффект“ — „невеста на ладошке“ имел прототип в большом кино прошлого. Я лично наблюдал, как в музее „Херсонес Таврический“ снимали фильм „Блистающий мир“. Вот этот маяк, в левом верхнем углу кадра, размером сантиметров 30 в высоту, висел на ниточке перед камерой.
Докторант по ОП Журналистика. Пишу диссертацию о трансформации жанров и приемов в документ... · 21 июн 2022
До цифровых специальных эффектов использовали «магию» монтажа, комбинированные съемки, различные манипуляции с кинолентой.
Можно посмотреть фильмы Жоржа Мельеса, чтобы увидеть результаты такой «магии».
Нужно сказать, что и в современном кино не всегда используют цифровые эффекты. Питер Джексон работал с перспективой, чтобы показать рост персонажей. Для этого... Читать далее
Существует такое понятие как «комбинированная съёмка». Оно подразумевает, что мы снимаем несколько раз, потом творчески накладываем несколько изображений одно на другое и получаем готовый кадр. И так много много много много раз.