Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая подкаста «Порядок снов»  · 26 июл 2022

Топ, да не тот

Сходили на нового «Топ Гана». Да, в Германии он ещё идёт в кино, и это отлично, потому что фильм, конечно, создан для большого экрана. Помните эту историю из 1986-го про лётную школу и непревзойденного летчика-истребителя «Маверика» в исполнении Тома Круза. Проходит 30 лет. Школа на месте, «Маверик» возвращается туда с каких-то экспериментальных прогонов, чтобы подготовить молоденьких топганов к самоубийственной военной операции.
И вот пока истребители летят, а Том Круз на мотоцикле несется по шоссе — от экрана глаз не оторвать. Снято и смонтировано все очень круто. Кино себе возвращает тут движение как свой главный компонент. Движение, которое захватывает, прет через все монтажные склейки и отрывается от всякого контекста, великолепное и неостановимое.
Но как только движение заканчивается и начинается сюжет, все становится как-то неклассно. Драматургия и режиссура образцово стилизованы под первый «Топ Ган» 1986-го. Причем, настолько, что мужелюбование и тут зашкаливает. Нет, тут нет растиражированных гей-мотивов, как в первом фильме, заобъективированных женщин и похабных взглядов. Лучше бы были, пронзительные и неуместные. Вместо этого в фильме жестоко сглажены углы.
Из сценария убирают все откровенно устаревшие тропы, но на структурном уровне они — тут как тут. Главная женская героиня — в фильме ее играет прекрасная Дженнифер Коннелли — это абсолютнейший придаток к мужчине. Мужские отношения — Круз и Килмер — превыше всего, по-прежнему и эвер. А центральная история о сложных отношениях «Рустера» (это сын друга и напарника Круза из первого фильма) и «Маверика» (Круза), словно бы рождается из женской прихоти: вмешалась, мол, мамочка в мир мужчин.
Вообще, к стилизации как таковой у меня вопросов нет, но у продюсеров явно сложности то ли с честностью, то ли с жадностью. «Топ Ган» хочет и крутизну первого фильма сохранить, и повестку соблюсти, и чтобы все это можно было широкой (читай — семейной) аудитории показать. Так и хочется добавить, как в том анекдоте: да пошире, пошире.
Но быть одновременно лихим солдатским экшеном и беззубой сентиментальной историей ну никак не выйдет. А национальное дайверсити и девушки в летном отряде не спасут от устаревших ролевых моделей. Вот и получается, что мальчишкам и девчонкам (а также их родителям) втюхивают хейсовскую мораль под соусом крутого экшена. Но, бог мой, этот соус хорош!
Старое и новое киноПерейти на t.me/dreamsorder