Тг-канал @randomnoir напоминает о том, что ноябрь это месяц самого насыщенного атмосферой стиля в кино и хэштега #noirvember. И по такому поводу я решил обратиться к истокам.
Отсчёт истории нуара принято начинать с «Мальтийского сокола» 1941 года — фильма безусловно знакового. Но в то же время как будто повесившего завесу между всевозможной классикой и тем, что по каким-то причинам оказалось в лучшем случае с припиской «прото».
Но ещё в конце тридцатых Жан Ренуар (режиссёр огромного влияния, но почти неизвестный сегодня) снял несколько картин, которые сложно причислить просто к предтечам нуара. Потому что при просмотре создаётся полное ощущение, что стиль уже сформирован. Все классические элементы на месте, а визуальное повествование не уступает лучшим работам Уайлдера и Уэллса (тут неплохо бы вспомнить, что последнего Ренуар обогнал и по части работы с глубинной мизансценой).
Картину «Тони» обычно называют в числе влияний на итальянский неореализм, но стоит помнить, что и «Одержимость» Висконти — это «Почтальон всегда звонит дважды». «Преступления господина Ланжа» рефлексируют на тему нацисткой угрозы — впоследствии героями американского нуара часто будут вернувшиеся со Второй мировой истерзанные души. А ещё Ренуар снимает «Ночь на перекрёстке» по мотивам книги о комиссаре Мегрэ, только вот его (как и подходящий по описанию фильм «Сука») я не смотрел.
Но самым «нуарным» у режиссёра стал «Человек-зверь» по роману Золя о Жаке Лантье, борющемся с желанием убивать женщин. Уже сработавшийся с Ренуаром Жан Габен в этой роли — фигура дьявольского толка, вместе с детской непосредственностью вселившаяся в тело работяги-железнодорожника, ищущего то ли спасения, то ли смерти.
Кстати, впоследствии Ренуар всё-таки снял конвенциональный нуар — уже во время эмиграции в США. Но «Женщина на пляже» в списки вечной классики не попала, снискав судьбу «Великолепных Эмберсонов» Уэллса, также напоровшихся на ножницы важных людей со студии RKO.
Жан Ренуар проложил дорогу многим намного более известным сегодня именам. С большой теплотой о нём отзывались не раз упомянутый Орсон Уэллс и Акира Куросава. А ещё режиссёр в некоторой степени предсказал не только нуар, но и серьёзное доминирование в нём авторов из Европы. Но сам остался скорее интересом историков кино или синефилов — Criterion Collection совсем не случайно начинается с его «Великой иллюзии». Поэтому сегодня я предлагаю не только нуар в массы (что совершенно прекрасно), но и Жана Ренуара — в массы!