Вот ведь как! Я по незнанию думала, что съемка с передней панели автомобиля — это гениальная придумка Джафара Панахи. Так нет же. И хотя Панахи я люблю от этого не меньше, но все, как всегда, придумал уже Киаростами. И если вы, как и я до минувшей субботы, не видели его фильм «10», то это нужно смотреть. Прямо сейчас.
Десять коротких диалогов, которые происходят между главной героиней и ее попутчиками, пока она колесит по Тегерану. И все они — про разрыв. Про умение и неумение отпускать, про расставание, развод, утрату веры, про непопадание друг в друга или в культурный контекст. Ну и, конечно, про красоту. Я без красоты фильмы вообще не советую!
Главную героиню играет Маниа Акбари, и её стоило наравне с Киаростами внести в ряд создателей фильма. К тому же сама Акбари впоследствии публично заявляла, что Киаростами использовал ее материал без указания источника и оставил без гонораров других участниц съемок. Но я тут хотела рассказать про то, что в кадре.
Ещё миллион лет назад я, вслед за Лотте Айснер, описывала фотогению Луизы Брукс в «Ящике Пандоры» и поясняла, как прическа Брукс (bob haircut) создавала на экране вторую рамку и тем самым задавала дополнительную динамику в кадре: выносила мимику в отдельный экран, создавала экран в экране. Это как глубинная мизансцена у Бергмана с его комнатами, только тут с лицом! Так вот эти съемки в машине, что в «10» у Киаростами, что в «Такси» у Панахи — это не просто экран в экране, это два экрана в экране: окно машины и платки вокруг женских лиц. Вот и не оторваться. Ну а если смотреть оба фильма разом, то еще и два Тегерана получите.