Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в карьере Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» осталась единственной режиссёрской работой?

Искусство и культураКиноКиноискусство
Татьяна Екимова
  · 2,7 K
Киновед, историк кино   · 16 дек 2021
К середине 60-х годов Геннадий Шпаликов стал известен зрителям как автор сценария фильма «Я шагаю по Москве» и текста песни о том, что «бывает все на свете хорошо». Коллегам-кинематографистам он был известен раньше, когда и «Я шагаю по Москве», и «Застава Ильича» Марлена Хуциева находились в производстве. Поэтому неудивительно, что Шпаликову предложили подать сценарную заявку на «Ленфильм». Будущий фильм должен был рассказать «несколько историй из жизни Лены Авдеевой», молодой крановщицы, ценой собственной жизни спасшей людей, на которых падал кран.
Однако, когда несколько месяцев спустя Шпаликов сдал сценарий, в нем, к явному удивлению редакторов студии, уже не было обещанного оптимистического показа «молодых строителей социализма», а была та история, которая в конечном итоге и была представлена зрителям. «Долгая счастливая жизнь», название то ли безмятежно-наивное, то ли устало-ироничное, теперь рассказывала историю встречи и расставания Лены и Виктора — и совсем не оптимистичную.
И все же сценарий приняли, более того, Шпаликову дали возможность поставить фильм самостоятельно — с участием художественного руководителя. К счастью, им стал чрезвычайно занятой классик советского кино Сергей Герасимов, который написал доброжелательную рецензию на сценарий — и на этом его участие в создании фильма закончилось (а студия сэкономила 300 рублей).
Законченный фильм привёл коллег в такое же замешательство, как и сценарий, сменивший первоначальную заявку. Стиль режиссера-дебютанта порой казался просто непрофессионализмом, а главное — в картине не было того оптимизма, которого от Шпаликова ожидали, мантра «все на свете хорошо» отбрасывалась самим ее создателем. А прозвучавшее на заседании Художественного совета студии слово «пессимизм» попахивало для тех, кто его услышал, политическим демаршем — ведь партия от кино как раз ожидала большего оптимизма.
Фильм выпустили на экран, но предпочли притвориться, что режиссера Шпаликова как бы нет. Последующие его заявки на режиссерскую работу поддержки уже не получали — ни на одной из студий.
26 декабря в центре Вознесенского пройдет презентация путеводителей по советским фильмам, которые редакция журнала издавала совместно с книжным магазином «Подписные издания» при поддержке киноведческой артели 1895.io. в 2021 году. В том числе будет представлена и книга «Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих»: http://s.kinoart.ru/jtCmV
Первый
У Шпаликова к тому моменту (1966г.) была устойчивая репутация человека в советском смысле морально неустойчивого и, мягко говоря выпивающего сверх меры. Об этом ещё в 1961 г. написала его первая жена Рязанцева. Естественно, доверить такому режиссеру государственные средства - а советское кино снималось сплошь за государственный кошт - у чиновников от культуры рука бы не поднялась.