кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» · 19 дек 2021
«Человек-паук: Нет пути домой»
«Человек-паук: Нет пути домой» — несомненный триумф, что бы там ни писали скептики. Впрочем, в суждениях о подобном кино мало кому можно доверять, кроме самого себя. Одни просто не въедут — надо знать слишком много дополнительного материала (мифологию Marvel и все предыдущие фильмы о Питере Паркере как минимум), и их разозлит именно это. Другие будут знать больше самих авторов и придираться. Но, начинаясь как воплощение фансервиса, фильм Джона Уоттса (режиссера вообще-то не выдающегося, но научившемуся многому за годы сотрудничества с главой Marvel Кевином Файги) постепенно превращается, буквально у нас на глазах, в идеальный блокбастер XXI века. И в безупречное рождественское киноразвлечение, даже если считать, что новогодний дух здесь притянут за уши и навязан продюсерами (с другой стороны, это и есть продюсерское кино в чистом виде).
Многофигурность и навороченность «Мстителей», в которых впервые и родился на свет Питер Паркер в исполнении Тома Холланда, здесь органично соединяется с дурашливым настроем школьных комедий (именно в этом жанре сняты «сольные» фильмы Уоттса про Человека-паука), а обаяние героев Холланда и Зендеи уравновешено зрелой харизмой Доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч). При этом трудно сказать, кто из них ведет себя глупее — супергерой-тинейджер, требующий сотворить мощную магию ради поступления своей девушки в колледж, или опытный чародей, берущийся выполнить заказ, но от раздражения создающий прореху в мироздании. Интертекстуальный хоровод врагов и союзников Человека-паука из соседних вселенных (и франшиз) — постмодернистское развлечение на любой вкус, а щепотка драмы — залог превращения карнавала в качественный «роман воспитания».
В общем, не сомневайтесь, перед вами новый рекордсмен. Пусть только это не застит вам глаза при честном ответе на вопрос: «А оно мне точно нужно?»