Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»  · 29 янв 2022

Сразу два фестиваля проходят онлайн — Sundance и Роттердам. Фестивальное движение меняется навсегда или умирает?

И Роттердам (который год назад тоже показывал фильмы онлайн), и знаменитый Sundance в американском Парк-Сити — колыбель независимого кино США, — планировали в 2022-м провести «физические», офлайновые фестивали. Омикрон внес свои коррективы в эти планы. Сначала рассудительные нидерландские кураторы, показывающие фильмы со всего мира, а потом и американцы, учитывая новый бушующий штамм эпидемии, перенесли событие в интернет. Никто не жалуется открыто — все понимают, что это делается от безвыходности. Но никакой демократизации фестивального процесса, о которой давно мечтают некоторые критики-визионеры, из-за этого не случилось. Речь не о реформе, а о вынужденных мерах. Сократилось и число аккредитованных журналистов (смотреть фильмы на лэптопе, не слезая с дивана, без шансов на впечатления от большого экрана, обмен мнениями, общение с авторами — так себе удовольствие), и количество фильмов, ведь некоторые правообладатели вовсе не мечтают показывать свое детище «по ссылке», рассчитывая — обоснованно или нет — на магический эффект кинопоказа.
Психология завсегдатаев международных кинофестивалей — будь то продюсеры, закупщики, отборщики, критики или простые зрители, — остается на протяжении уже двух с лишним лет такой же: переждем стихийное бедствие и вернемся к прежнему порядку. Хотя и неясно, удастся ли восстановить знакомый статус кво. Тем не менее всем очевидно: без личного присутствия теряется сам смысл настолько интенсивного кинопоказа и киносмотрения (30–50 сеансов в течение десяти дней), а кино на большом экране — будь то экспериментальный или мейнстримный фильм, неважно, — всегда выигрывает у одинокого просмотра на экране телевизора или лэптопа. Возможно, если ковид пришел навеки, придет конец и фестивалям в знакомой нам форме; но пока все надеются, что рано или поздно эпидемия завершится и будет забыта, а аншлаг в кинотеатре на премьерном показе будет не пугать, а радовать.
Кстати, одни из самых дисциплинированных и строгих в последние месяцы европейцев — немцы, — несмотря ни на что, мужественно готовятся в феврале провести Берлинале (прошлогодний шел онлайн) в офлайновом режиме. Пусть и с сокращенным числом гостей и прессы, а также дней и фильмов-участников.