Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Куратор сообщества «National Geographic Россия». Историк костюма в кино, иллюстратор и...  · 15 сент 2021

60-е в кино: стиль, любовь и шампанское. "Арабеска" (1966)

Есть фильмы, в которых мода и стиль играют не менее (а иногда и более) важную роль, чем сюжет, сценарий и актерская игра. Костюмы героев сами становятся полноценными персонажами действа и занимают центральную позицию в картине – роскошные, фантазийные, до умопомрачения стильные – они отражают дух своего времени, со всей яркостью запечатлевают малейшие веяния и писки моды, и спустя многие поколения продолжают вдохновлять дизайнеров вневременной актуальностью. И больше всего таких фильмов было снято в бурлящие 1960-е… О картинах той эпохи, отличающихся исключительным «гардеробом» и пойдет речь. Сегодня «Арабеска» (1966) - до невозможности стильный иронический детектив с Софией Лорен и Грегори Пеком.
Иллюстрация: Роберт МакГиннис (Robert McGinnis)
Ultra mod, ultra mad, ultra mystery! В 1960-е жанр шпионского фильма переживает настоящий расцвет. В 1965 году продюсер и режиссер Стенли Донен, чья «Шарада» с Кэри Грантом и Одри Хепберн недавно получила оглушительный коммерческий успех, вознамерился повторить его. И снял «Арабеску» (1966) - до невозможности стильный иронический детектив с Софией Лорен и Грегори Пеком в главных ролях. В отличие от «Шарады», в которой очень заметно влияние Хичкока, «Арабеска» черпает вдохновение из других источников - от фильмов о Джеймсе Бонде до «Ипкресс Файл» с Майклом Кейном. Хотя фирменные хичкоковские приемы всё же присутствуют, в «Арабеске» Стенли Донен гораздо более свободно обращается с условностями жанра. Кроме того, в визуальном плане картина совершенно сногсшибательна.
Иллюстрация: Роберт МакГиннис (Robert McGinnis)
Камера Кристофера Чэллиса (постоянного оператора Донена) творит чудеса, используя невероятные ракурсы и любую отражающую поверхность, нагнетая атмосферу таинственности и опасности. Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA) высоко оценила изобретательность и инновации Чэллиса - в 1967 он выиграл в номинации «Лучшая работа кинооператора для британского фильма» (цветной фильма) за «Арабеску». В это трудно поверить, но, кажется, София Лорен ещё никогда не выглядела столь прекрасной - её яркая красота здесь сияет и переливается всеми гранями. А наряды, которые для неё создал Марк Боан - дизайнер Дома Christian Dior - драматично подчеркивают кошачью грациозность и королевскую стать актрисы.
Дизайнер Christian Dior Марк Боан и София Лорен на примерке
София Лорен на примерке в Доме Dior с Марком Боаном и дизайнером шляп Джином Баретом, 1966
София Лорен в промо-съемке для фильма - полностью в Dior
В «Арабеске» частично повторяется сюжетный прием, когда зрители до конца не знают, кому может доверять главный герой. Американский профессор лингвистики, специализирующийся на дешифровке иероглифов Дэвид Поллок (Грегори Пек), приезжает в Оксфорд и оказывается втянутым в паутину международных интриг. Он должен разгадать тайный смысл криптограммы, содержание которой интересует и шпионов, и нефтяных магнатов, и лидера Ближнего Востока. Неожиданно появляется помощь в лице соблазнительной Ясмин Азир (София Лорен), любовницы пижонистого магната Бешраави (Алан Бадель). Но друг она или враг? Игра в «кошки-мышки» начинается...
Проба костюмов для фильма
Кадр из фильма - виниловый алый плащ прошел пробы успешно!
Благодаря успеху «Шарады» и Одри Хепберн новостью моды стали наряды Givnchy. Стенли Донен убедил студию Universal «раскошелиться» на туалеты от Christian Dior для Софии Лорен в «Арабеске». По словам репортеров, шикарный гардероб из 12 ансамблей и 25 пар обуви обошелся студии в 150 тысяч долларов. Снимки звезды для обширной промо-кампании фильма был приглашен делать знаменитый фотограф Ричард Аведон! А не менее именитый Тацио Секкьяроли (это именно он послужил прототипом фотографа Папараццо из фильма Феллини «Сладкая жизнь» - от фамилии этого персонажа произошло слово «папарацци») документировал съёмочный процесс. Однако, какой бы ни была стоимость нарядов, шкафы Софии могли вместить гораздо больше, когда она привезла их домой после завершения съемок.
Серию портретов Софии Лорен к промо-компании фильма «Арабеска» сделал фотограф Ричард Аведон
Название «Арабеска» передает, с одной стороны, колеблющуюся неустойчивость, неопределенность, тревожное ожидание, а с другой стороны - обыгрывает слово "араб" как доминанту сюжета. Психоделические титры создал знаменитый Морис Байндер - автор всех заставок к фильмам про Джеймса Бонда.
Первоначально роль профессора Поллока была написана для Кэри Гранта, но 62-летний актер решил, что уже слишком стар для романтических ролей и рекомендовал своего друга Грегори Пека, который моложе его на 12 лет. И это не первый раз, когда Пеку сыграл роль, предназначенную Гранту. Ранее он заменил его на «Римских каникулах» (1953), а во время съемок «Арабески» каждый раз, когда у него не получилось играть «смешно», он говорил режиссеру: «Помните, я не Кэри Грант». София Лорен вспоминала, что «с ним очень легко и приятно работать, несмотря на отсутствие комедийных искорок Кэри Гранта».
«Для одной из первых наших совместных сцен, скрывающийся Пек прячется в душе, где в это время нахожусь я. Так как мы едва знали друг друга, он постарался меня успокоить . «Не волнуйся слишком. Это просто игра. Будем профессионалами». Я посмотрела прямо ему в глаза и хихикнула. «Что заставляет вас думать, что я волнуюсь?» - произнесла я, раздеваясь и вставая под душ. «Ничего, абсолютно ничего», - пробормотал Грегори, как только у него восстановилось дыхание», - рассказывает Лорен.
Из-за плотного графика съемок двух популярных актеров, Лорен и Пека, расписанного на год вперед, Стенли Донен был поставлен в очень жесткие временные рамки. Картину необходимо было закончить в заранее определенное время - иначе пострадали бы контракты звезд на другие фильмы. Сценарий «Арабески», написанный по мотивам романа «Шифр» Гордона Котлера, отчаянно не устраивал режиссера. Оператор Кристофер Чэллис пишет об этом в своей книге Are They Really So Awful?: A Cameraman's Chronicle:
«Стенли бился с этим сценарием нещадно. Его переписывали десять раз и «с каждым разом он становился всё хуже и хуже», по его словам. «Наша единственная надежда спасти фильм - это сделать его настолько визуально интересным, насколько это возможно. Чтобы у зрителей перехватывало дыхание от красоты, необычности съемки и не было времени распознать, что за чушь там творится. Я хочу, чтобы каждый кадр был разным», - вот такие инструкции я получил от Стенли.
Хорошо, что технологии в то время - линзы Panavision, рефлекс-камеры и световое оборудование - уже открыли целый ряд новых возможностей. Иногда кажется, что весь фильм как будто снят в отражениях чайных ложек, бокалов, подвесок люстр, зеркалах заднего вида машин, просто зеркалах, стекло аквариумов. Камера отворачивается от актеров и фокусируется на их крупных планах на любой отражающей поверхности». Грегори Пек добавляет:
«Если вы заметили, мы с Софией постоянно в движении - это потому что Стенли хотел «держать мяч в воздухе все время» и использовал каждый операторский трюк, который вы можете себе представить».
Кадры из фильма
Такая креативная тактика режиссера, мастерство оператора и всей съемочной группы, харизма исполнителей главных ролей, выдающаяся визуальность и бешеная динамика превратили «Арабеску» в поп-арт феерию, наполненную незабываемыми кадрами.
София Лорен в объективе знаменитого фотографа Тацио Секкьяроли (Tazio Secchiaroli) на съёмках «Арабески»
P.S. По неизвестной причине, кадры из фильма «Леди Л» (1965) Питера Устинова и фотосессии Софии Лорен для журнала Vogue в образе их этой картины, ошибочно относят к «Арабеске». Может из-за восточного колорита пышного наряда?
Sophia Loren by David Bailey, Vogue UK, 1965
София Лорен в фильме "Леди Л" (реж. Питер Устинов, 1965)
P.P.S. Любопытно, что на сайте Фонда Пьера Берже и Ива Сен Лорана (Fondation Pierre Bergé Yves Saint Laurent) в разделе Stage, где собраны работы Сен Лорана для сцены и кинематографа, можно найти упоминание о фильме «Арабеска» . Там сказано, что костюмы для Софи Лорен в этом фильме разрабатывал Ив Сен Лоран (скриншоты ниже из прежней версии сайта). Но с 1960-го года Сен Лоран не сотрудничал с Christian Dior. Вероятно, отдельные костюмы для Софи Лорен заказали YSL. Больше никакой достоверной информации об участии модельера в фильме мне найти не удалось. Если кто-то знает больше, поделитесь в комментариях, пожалуйста.
Эскиз Ива Сен Лорана
Однако, доподлинно известно - на премию BAFTA в номинации «Лучший дизайн костюмов» в 1967 году номинировался Дом Christian Dior. Победу в тот год одержала художник по костюмам Джули Харрис за фильм «Другой ящик» (The Wrong Box).
Красивые картинки out of the pastПерейти на t.me/plesnite_koldovstva