Во-первых, нужно разобраться в том, что такое «проекты, связанные с экологией» и что такое «осознанное потребление». Конечно, если сравнивать с Европой и США, где в каждом акселераторе сейчас есть стартап по производству одежды из каких-нибудь пищевых отходов, начиная от просроченного молока до винных пробок и заканчивая стаканчиками из кофейного жмыха в аренду, – то у нас их действительно мало. Я объясняю это тем, что волна еще не докатилась до российского рынка и эти товары не вполне востребованы аудиторией (она еще не осведомлена об их существовании). С другой стороны, для создания прототипов и MVP требуется материальная база - фаблабы, открытые мастерские, да и вообще, культура предпринимательства и интерес к созданию собственных проектов. Даже если кому-то удаётся создать что-то интересное (а таких проектов сотни) – то вряд ли они заточены под продажу крупным игрокам и не станут массовыми. Например, я – счастливый обладатель винного шкафа из старой лодки, и еще присматриваюсь к зеркалам, сделанным из старых наличников, снятых с развалившегося дома в заброшенной тверской деревне. Эти продукты по сути своей - нишевые, крафтовые и очень экологичные, но в то же время, вряд ли мы сможем ожидать, что их выкупит ИКЕА или Hoff. А значит, они никогда не станут массовыми.
Но если посмотреть на осознанное потребление более широко, то окажется, что проектов вовсе немало. Принципы осознанного потребления можно описать концепцией 7R: reuse (повторно используй), recycle (перерабатывай), reduce (уменьшай использование), reject (отказывайся / отклоняй), rethink (переосмысляй), recover (компенсируй), repair (чини). Большинство из нас так или иначе реализует эти принципы в своей жизни – и не потому что это экологично или осознанно, – а потому что мы к этому привыкли и многое делаем с детства. Мы выключаем свет, выходя из комнаты, доедаем остатки ужина на обед, покупаем вещи на Авито (не задумываясь, что это экологично – это просто бюджетно), одалживаем инструменты у соседей. Многие из нас арендуют квартиры на Airbnb во время путешествий и выставляют свои, пользуются каршерингом и берут попутчиков, ездят на прокатных велосипедах и самокатах. Наши привычки стремительно меняются и мы переходим от стратегии «владения» к стратегии «временного использования», что даёт возможность для развития новых проектов и их масштабирования. В развитии таких проектов очень важно участие крупных брендов. Например, с момента запуска отдельной категории экотоваров на сайте маркетплейса Lamoda (Lamoda Planet) весной 2021 года пользователи купили экотоваров более чем на 400 миллионов рублей. В 14 раз вырос просмотр таких товаров, более двух миллионов раз пользователи Lamoda добавляли их в «Избранное». Это означает, что если крупные бренды увидят тренд, они помогут начинающим участникам рынка развиваться и возьмут на себя «просветительскую» функцию по отношению к аудитории.
Потому что, в России с детства привыкли гадить не убирая за собой.
О какой экологии в России может идти речь, если главными загрязнителями в стране являются гиганты социалистической индустрии? Красноярск, Норильск, Липецк, Челябинск....
Денег стоят эти проекты. А кому вообще выгодно вкладываться в экологию? вот заводы строить выгодно было раньше и тех сейчас нет. Самостоятельно высаживать деревья запрещают, а сами ничего не делают