Литературный натюрморт, так же как и натюрморт в живописи - это описание или изображение неодушевлённых предметов. К примеру, в произведениях Гоголя или Набокова встречаются очень яркие классические образцы натюрморта в литературе. Иосиф Бродский в своей поэзии часто использовал этот элемент.
Конечно, такое явление, как литературный натюрморт, подвергался и подвергается исследованиям. Существуют работы известного итальянского лингвиста Мортары Гаравелли, в которых он подробно рассказывает о натюрморте в прозе и поэзии. Интересны в этом плане исследования датского профессора Йорна Лунда, а также канадского филолога Нортропа Фрая.
Наша соотечественница доктор филологических наук Татьяна Цивьян освятила эту тему на примере сборника рассказов Сергея Довлатова "Чемодан". А известный советский прозаик и литературовед Юрий Тынянов, много времени посвятивший изучению произведений Гоголя, считал, что знаменитый писатель возводил неодушевлённые предметы в особый принцип литературной теории.
Другой советский культуролог и литературовед Юрий Лотман говорил о натюрморте так:
"Вещь, вернее, мир вещей, представленный крупным планом, возбуждает первобытное (детское) удивление, что в свою очередь переносится на самое реальность. Важно подчеркнуть, что это по природе свойственно жанру в целом, а не только его разновидностям..."