Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как выражена эпоха декаданса в изобразительном искусстве?

Чем она отличается от реализма?
Искусство и культураИзобразительное искусство+2
Анонимный вопрос
  · 593
Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства, пишу арт-критику и тексты для выставок  · 7 мар 2022
Если говорить о хронологии, то это время, когда появляется декаданс - это не эпоха господства одного стиля, направления, а время одновременного сосуществования разных течений и направлений, у которых есть разные подходы в работе с реальностью (фовизм, примитивизм, стиль модерн).
Декаде́нтство, также декаданс (фр. décadent — упадочный) — направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века. источник:  David Weir. Decadence and the Making of Modernism. University of Massachusetts Press, 1995.  P. 16.
Aestheticism — идеология, в основу которой положено убеждение о преобладании в жизни эстетических ценностей над этическими, над прагматическими обстоятельствами, утилитарными потребностями, социально-экономическими факторами, политическими, религиозными и моральными установлениями. В искусстве — преобладание прекрасной формы над содержанием.
Индивидуали́зм — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость.
Имморали́зм  — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали. (из Википедии)
"Главным стилем декаданса становитсясимволизм. Эстетикой увядания, упадка,мрачных тревожных фантазий проникнутымногие произведения французских символистов — П. Верлена, А. Рембо, Ж. К. Гюисманса, переживавших современность как закат. С подачи критика М. Нордау, ученика и последователя психиатра Ч. Ломброзо, декадансстал ассоциироваться с «закатом Европы», с такой болезнью, как «вырождение». Симптомы этой болезни, по Нордау («Вырождение», 1892), — это целый ряд аномалий: нездоровая нервозность, моральный «кретинизм»,циклические состояния депрессии, мистицизм, крайний субъективизм, порой переходящий в самовлюбленность, и др.В конце XIX — начале XX в. помимо Франции декадентские умонастроения проникли в культуры разных европейских стран: в Англии в эпоху «желтых девяностых» им оказались подвержены О. Уайльд и О. Бердслей, а оплотом декаданса становятся журналы«Желтая книга» и «Савой». " (источник: Савельев Константин Николаевич Декаданс // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekadans (дата обращения: 07.03.2022).
среди черт и тем декаданса можно выделить следующие: 
  1. Культ порочной красоты, "увлечение культурой Востока, Древнего Египта, Японии выдвигает на роль эталона красивой женщины полумифических персонажей: Медею, Клеопатру, Кармен. Подчеркивать мистичность образа должна была синевато-бледная кожа. Чтобы добиться нужного эффекта и не испортить «бледный лик» здоровым румянцем, девушки накладывали несколько слоев пудры. Еще одним популярным средством отбелить кожу было питье уксуса – его обильно добавляли в еду. На лбу, веках и в области декольте модницы рисовали специальной пастой на основе мела голубоватые вены, чтобы подчеркнуть прозрачность кожи. Настоящая женщина должна была всегда выглядеть уставшей и болезненной. Разумеется, от страданий или бурной ночи, а вовсе не от проблем со здоровьем."
Одри Бердслей "Саломея"
Луиза Казатти, светская львица
В. Серов. "Ида Рубинштейн". Хотя В. Серов считается мастером реалистического искусства, но это произведение выполнено в соответствии с модными веяниями той эпохи.
"Антинатурализм и стремление к искусственности создают в декадансе особое понимание женщины. Женщина в декадентском искусстве носит амбивалентный характер. Под влиянием эстетических концепций Бодлера, Шопенгауэра и Ницше создается понимание женщины как абсолютно стихийного, природного, вульгарного и антиэстетического существа. Антитезой первому образу является образ женщины-ангела и женщины-куклы бесплодных, рафинированных существ, воплотивших в себе декадентское стремление ко всему искусственному и бесплодному, оторванному от хтонических сил природы."(источник Кабанов Артем Андреевич Образ женщины в декадентском искусстве // Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-v-dekadentskom-iskusstve (дата обращения: 07.03.2022).)
  1. Интерес к мистике, изотерике
  2. Эстетизация смерти, демонизм
"Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья
И, смело шествуя среди зловонной тьмы,
Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы
Без дрожи ужаса хватаем наслажденья;
Как грудь, поблекшую от грязных ласк, грызет
В вертепе нищенском иной гуляка праздный,
Мы новых сладостей и новой тайны грязной
Ища, сжимаем плоть, как перезрелый плод;
У нас в мозгу кишит рой демонов безумный.
Как бесконечный клуб змеящихся червей;
Вдохнет ли воздух грудь - уж Смерть клокочет в ней
Вливаясь в легкие струей незримо-шумной.
До сей поры кинжал, огонь и горький яд
Еще не вывели багрового узора;
Как по канве, по дням бессилья и позора,
Наш дух растлением до сей поры объят!"
Шарль Бодлер "Цветы зла" (отрывок)
Если говорить про отличие от реализма, то декаданс намеренно выбирает из многообразия мира или искусственно создает все отмеченное выше названными чертами, а реализм старается повторять действительность (делая упор на максимально распостраненные типажи людей и жизненные ситуации), делая уровень ее искажения творцом минимальным. В литературе это Бальзак, Флобер, Ги де Мопассан.
Художник. Тексты об искусствеПерейти на t.me/s/sivkovamasha76art