Фома Аквинский был первым европейским мыслителем, который смог соотнести сверхъестественный мир и естественный мир, не опираясь на готовые образы, параллели или догадки, но проделывая весь необходимый путь аргументации. Сверхъестественное он отождествил не просто с "бытием" или "сверхбытием" или "самостоятельным бытием", как предшествующие богословы, но с бытием как действием, бытием как действительностью, как подлинностью. Естественное он отождествил не с действием природных законов, но с тем, что еще должно обрести существование благодаря причастности Богу, что само по себе еще просто "есть", но еще не "существует", пока не стало причастно замыслу и проекту Бога. Фома Аквинский тем самым перевернул платонизм: не мир неподвижных идей наверху и мир подвижных действий внизу, но наоборот, Бог как постоянное движение наверху и отдельные отвлеченные вещи внизу, которые обретают конкретность в божественном проекте. Абстракции оказались на земле, а конкретность -- на небе. Познание оказывается не просто причастностью высоким вещам, но способностью аргументировать исходя из исключительного опыта.
Пять доказательств существования Бога были сформулированы Фомой Аквинским. Если помните, у Булгакова Воланд упоминает их в разговоре с Берлиозом, приводя пример о шестом доказательстве Канта.
Зачем это знать обывателю?
Ничего не должен, если не занимал или не обещал кому-либо чего-либо. Вообще постановка вопроса со словом "должен" очень странная, тем более когда это касается таких вещей, которые обычному человеку в его обычной жизни вообще не нужны: "Что он Гекубе, что ему Гекуба?"