Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
философия, обществоведение, психология, политология  · 21 мая 2022

Зло и добро в понимании Фомы Аквинского

1. Нет единого первичного начала зла, а есть первичное начало блага.
Вся деятельность Бога (Высшего Разума) можно однозначно назвать истоком добра в этом мире – первичным благом. Все действия Высшего Разума направлены на созидание в существующем мире, на сохранения разумного начала во Вселенной.
2. Ничто не может по своей сущности быть злом.
Фома Аквинский при этом добавляет, что если бы зло существовало само по себе, то оно самое себя бы уничтожило. В понимании Фомы – зло это противодействие созидательным усилиям Бога, попытка разрушить им созданное.
3. Зло существует в благе, как в своем субстрате. Оно вторично по отношению к благу.
В принципе он выдвинул идею, которая трансформировалось позже в понятие: "Единство в борьбе противоположностей". При возникновении, новые идеи по преобразованию общества встречают агрессивное противодействие тех сил, которых позже классифицируют как зло. Добро пробирается через частокол препятствий в процессе движения к своей цели. В этой борьбе добро закаляется, совершенствуется арсенал его действий, шлифуются идеи, заложенные в основу доброго начала. После борьбы, добро является миру в обновленном виде, в котором оно может быть воспринято обществом, и способно дать положительный импульс обществу.
4. Зло хотя умаляет благо, однако не может его вполне уничтожить.
В понимании Фомы Аквинского зло не может уничтожить добро, потому, что доброе начало (благо) исходит от Бога, на котором лежит высочайшая ответственность за сохранение добра.