Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое модерн? Терминология, идея, особенности стиля

Часть 1.
Слово МОДЕРН пришло к нам из французского языка (modeme – современность), означающее большое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне, получившее своё распространение в конце 19 начале 20 веков, основную популярность получило прямо перед началом Первой мировой войны. Основной художественной идеей, доминировавшей в то время, являлась преодолением эклектичности прошлых развитий стилей, как найти гармонию в жизни и искусстве в эпоху промышленных революций. Мастер работавший в стиле модерн стремился совместить художественную составляющую произведения с её функциональностью, вовлекая таким образом в сферу искусства каждую сферу деятельности любого человека, в следствие чего была реализована идея «преобразить жизнь по средствам искусства». В этом модернисты были схожи с последователями стилей романтизм и символизм. Особенной чертой периода модерна является особое внимание модернистов к декоративно-прикладному искусству и постепенно растущий интерес новыми технологиями, что в последствии выльется в новый стиль – Хай-тек.
КАК НАЗЫВАЛИ МОДЕРН В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОППЫ
Очень разные интерпретации термина «МОДЕРН» обусловлено его популярностью по всему миру. Многие термины Вы скорее всего уже слышали. И чтобы у Вас сложилась более обширная картина модерна, нужно понять, что все эти термины означают один стиль – МОДЕРН:
Франция — Aр-нуво, что в переводе означает «Новое искусство», ещё во Франции этот стиль называли - «Конец века»
Англия — «Современный стиль»
Германия — «Югенштиль» или «Молодой стиль» — названый так, благодаря иллюстрированному журналу «Юген» (Jugend), который был основан в 1896 году.
Австрия, Чехия и Польша — «Сецессион» или «Отделить», «Обособить»
Шотландия — «Стиль Глазго»
Бельгия — «Стиль двадцати» — по наименованию сообщества бельгийских художников «Общество ХХ».
Италия — «Стиль Либерти» - стиль свободы
Испания — «Модернизмо»
Нидерланды — «Новое искусство»
Швейцария — «Еловый стиль»
Соединённые Штаты Америки — «Стиль Тиффани» — благодаря имени знаменитого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.
Россия — «Модерн».
Сам термин «Модерн» первый раз использовал Эдмон Пикар, который опубликовал его в бельгийском журнале «L’Art Modeme», чтобы описать художественное произведение бельгийского художника декоративно-прикладного искусства, живописца и архитектора Анри ван де Велде, который входил в «Общество XX»
Не утихают споры о том, как определить этот феномен. К примеру Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что это художественный стиль, а Михаил Павлович Тубли и Виктор Георгиевич Власов, считают, что этот термин означает эпоху в истории искусства, а стилевых течений в эту эпоху было огромное множество, Григорий Юрьевич Стернин же считает, что модерн — это «историко-культурного понятия, подобного бидермайеру» (бидермайер – это стиль, который зародился в период затишья в Европе после Наполеоновских войн, уникальность этого стиля в том, что у него нет ярко выраженных отличительных особенностей).
Хотя творцы в стиле Модерна и пытались преодолевать эклектику прошлых эпох, в модернистских произведениях сохранились черты историзма художественного мышления.
ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТИ
В середине 19 века в искусстве Западной Европы основным направлением стал историзм. Идеи историзма складывались из повторения и интерпретации стиля древних цивилизаций. Для преодоления эклектизма, который сопутствовал историзму, объединения художников из разных стран начали создавать новые течения и новый стиль.
ИДЕЯ СТИЛЯ МОДЕРН
В первую очередь, основа модерна – это уничтожение границ между прикладным и изобразительным искусством. Наиболее широкое применение можно наблюдать в новых дизайнах интерьера, графиках, мебели, керамике и ювелирных украшениях. Стиль отвечал идее лидеров мнений 19 века, к ним относят французского архитектора Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюка и британского искусствоведа Джона Рёскина. В Великобритании на Джоне Рёскине сказались идеи Уильяма Морриса и движения «Arts & Crafts». В Германии же немецкие художники, дизайнеры и архитекторы, находились в поисках «Gesamtkunstwerk» (Единство искусств), объединяющего архитектурные особенности, обстановки, дизайны и искусство в интерьере в одной стилистике.
Основной принцип нового движения, одним из первых определил активный теоретик модерна Анри Ван де Вельде. Он считал, что функциональную конструкцию можно сделать красивой и не используя орнамент. Красота уже заложена в форме конструкции. Анри представляет в своих работах «абстрактные» направления нового стиля, а именно вместо стилизованного растительного орнамента, то есть «флореальное» направление он предложил динамические линейные орнаменты, так-как они лучше соответствуют новым техникам в архитектуре и художественной промышленности.
ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ МОДЕРНА
Главная черта модерна — декоративность
Главные мотивы — вьющиеся растения
Главные принципы — уподобить рукотворную форму природе и наоборот.
Заметная особенность модерна – это отсутствие прямых линий и углов, а вместо них плавные, изогнутые линии, как бы отсылающие нас к природной форме растения. Зачастую художник модернист брал, как основу для своего рисунка орнамент из природного мира.
Форма модерна – это преобладание отказа от симметрии и вместо этого: вертикальные стремящиеся в высь доминанты, которые перетекают из одной формы в совершенно другую.
Преобладающие цвета приглушенные оттенки — цвета увядших роз, табака, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый тона. В интерьере характерные сочетания плоскости, изогнутые мебельные композиции.
Отделка в стиле модерн, как правило, сочетает в себе наличие мозаичной композиции, эмаль, золотой фон, чеканка по меди и латуни.
Конструкция в стиле модерн — это каркасная конструкция (несущий элемент является стальной каркас). Окна — прямоугольное, вытянутое кверху, зачастую богатое растительным декором, бывают арочными, использование «магазинных окон» - это широкое окно напоминающее витрину. Дверь в стиле модерн — прямоугольная либо арочная, плоские формы, используется мозаичный орнамент, декорированные.
Благодаря тому, что модерн старался стать единым стилем, объединяющим в себе все элементы жизнедеятельности, которые выполнены в едином стиле и сочетаются друг с другом, стали набирать обороты прикладные искусства, такие как: дизайн, керамика, книжная графика.
Несмотря на изначальное сопротивление, модернисты зачастую прибегали к эклектичности, так как в модерне уже существовало множество направлений. Например, неоромантизм объединял в себе романский стиль, готические мотивы и ренессанс.
Ещё одной характерной особенностью стиля являлись: декор, мифология, театрализация, синестезия, плоскостность, ориентации на органические начала, изменение форм, ритмичность, динамическое равновесие, принцип равноценности изображений и фона, акцент на пятно и силуэты, соединение традиций Восточного и Западного мира.
Фирменный знак модернизма стала вышивка «Удар бича». Термин «Удар бича» появился из-за узора который вышили на портьере в 1895 году. Вышивали этот узор по рисунку Германа Обриста «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, которые кто-то из критиков сравнил с «яростными изгибами обрушивающегося бича».
Эта статья выйдет в двух частях, так как тема модерна очень обширна и многогранна.
Подписывайтесь на мой канал и ожидайте новую статью совсем скоро.
В ней мы расскажем про:
1. Классификации модерна
2. Что такое «Предмодерн»
3. Историю развития модерна
4. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве
5. Архитектуру и дизайн модерна
Безопасный интернет в одном приложенииПерейти на hidemy.name
2 эксперта согласны
Надежда Ивлева
подтверждает
Ух ты! Как глубоко раскрыли вопрос. Спасибо !
Красиво очень! Спасибо.
@Андрей Кот, Спасибо Вам за тёплый отзыв. Активно работаю над качеством и визуальной составляющей постов и статей.
Интересно, что у Елисеевского гастронома в Петербурге (у вас второе фото, в самом начале) тот же архитектор, что и у уникального петербургского дацана (буддийского храма) - Гавриил Васильевич Барановский. ))