Тесла, видимо, выразил это же, объявив, что всё есть свет.
Про свет мне нравится в контексте "безвидности" земли подумывать.
В первый тот день Он же первым делом небо и землю сотворил. И в связи с тем, что земля оказалась безвидна и пуста, появилась идея света — землю осветить, выходит. Хорошо, что пуста, а то Дух Божий там носился — во тьме, выходит, носился — хорошо, что не на что ему было нарваться. Причём, над водой носился. Причём, тьма над бездною. Бездна, выходит, это другое название земли, но в неосвещённой её фазе.
Интересно, что хоть небо и создал Бог в первый день, но назвал небом твердь — во второй. Впрочем, он как бы забыл, что небо уже создано, и создаёт твердь, которую называет небом. Но он так любит делать — два раза одно и то же создавать, как бы забывая, что было накануне. Он и женщину так: создал, а потом ещё раз создал.
Носился в темноте Дух Божий — не сам Бог.
Носился он над водой. Сына ещё не было, но Дух Божий уже был. Похоже, это для него, для Духа Божьего, осветил Бог землю. Воду освещать не надо было? И небо — не надо было.
Но земля же была ещё сокрыта внутри воды. Причём, лишь нижней воды, которая ПОД тверью-небом. Она, земля, ещё не знала, что называется сушей.
Похоже на то, что поначалу земля и небо — это некие обобщения, а благодаря свету потом происходит уточнение - дифференциация.
Создать-то землю и небо Бог создал, но и небо-твердь сначала где-то внутри вод находилось, и земля-суша покоилась-пряталась среди вод нижних. И во всём этом навести порядок чтоб и понадобился свет. Но не Богу же. Он всё это для нас делал, конечно же. Даже не для Духа Божьего.
Кстати, с чего это я решил, что Дух Божий и Святой Дух — это про одно и то же?
Весь сэндвич, таким образом, выглядеть стал так:
1) вода (верхняя) над твердью-небом
2) твердь-небо
3) вода (нижняя) под твердью-небом, а среди неё — земля-суша.
Создавал ли Бог воду? Нет о том слова. Посреди воды, которая, выходит, была изначально, рождается твердь-небо, деля воду надвое. И лишь в нижней воде — земля. Четыре стихии-то имеем.
До появления света была вода, Дух Божий и скрытые где-то внутри воды небо и земля. Потом свет и небо делит воду на две части, а среди нижней воды обнаруживается земля-суша.
Не натальность ли описана? Свет — это выход из утробы? А в утробе — кругом вода и где-то внутри — неопределённые небо и земля человеческой жизни.
Земля и вода внизу, а над ними небо, но и над небом — воды. Нижняя вода и земля — как женское и мужское в человеке, небо — как суть его человеческого, которое ни женское, ни мужское — рассудочно-разумное его. Высшие — верхние — воды — нечто его родившее, сродни женскому. Родила мать, она женщина… То, что Бог — мужчина — это вилами (дьявольскими) по воде писано.