Корреджо, Рафаэль, Джорджоне, Бернардино Луини использовали сфумато. Как технический приём используется и сейчас в многослойной живописи - однако кроме Леонардо никто не ухитрялся сделать сфумато с толщиной слоя в 4 микрона и общей толщиной слоёв в 30-40 микрон без единого заметного мазка кисти во всей работе. Никому просто не хватит столько терпения, полировать веерными кистями одну доску целое десятилетие, строго следя за технологией и стушёвывая абсолютно все силуэты. Sfumato ("мягкий, дымчатый"), Cangiante ("радужный"), Chiaroscuro ("светотень") и Unione ("единство") - это четыре живописно-тоновых системы в искусстве Итальянского возрождения. Сфумато подразумевает тонкое многослойное нанесение краски, при котором отсутствуют линии, мазки или резкие границы. Образ как будто растворяется в дымке, нет чётко очерченных силуэтов, все контрасты смягчены. Так достигаются не только мягкие градации светотени, но и атмосферные эффекты. Канджианте - это особенность колорита, когда, игнорируя и собственный цвет предмета, и обусловленный световоздушной средой цвет предмета, при моделировании светотени художник использует цветовой тон красок (например, тени жёлтого предмета делает красными, так как красная краска имеет более тёмный цветовой тон - или наоборот, освещённую часть зелёной драпировки пишет жёлтым или оранжевым цветом, вместо того, чтобы смешивать краску с более тёмной краской или с белилами). Первопричина появления канджианте - в ограниченности выбора пигментов при нежелании делать живопись монохромной. В качестве примера можно привести фрески свода Сикстинской капеллы. Юнионэ - это развитие сфумато. Рафаэль сделал палитру более светлой и контрастной (сфумато тяготеет к средним тонам), силуэты сделал более определёнными и конструктивно упорядочил их в формате, а цвета сделал более яркими и условными по сравнению со сфумато. Кьяроскуро появилось из техники рисунка, когда на тонированной бумаге работа ведётся и на высветление, и на затемнение. Когда появилась использующая тот же принцип многослойная ксилография, где каждый новый слой выявляет один из тонов контрастной светотени, изобретатель - итальянец Уго да Карпи заявил о новом способе печати a chiaro e scuro. На западе словом кьяроскуро также называют контрастную манеру письма в живописи (как на картинах Да Винчи, Караваджо, Рембрандта), когда для выявления объёмной формы используется тёмный фон и драматичный направленный свет, максимально усиливающий светотень. Этот приём оказал колоссальное влияние на всю чёрно-белую фотографию. Перечисленные приёмы обладают разным качеством тонального контраста, по сути это разный колорит.