Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства, пишу арт-критику и тексты для выставок  · 13 мар 2023

Заметки про фильм «Квадрат», 2017

Посмотрела фильм "Квадрат", 2017. Согласна со многими отзывами, что это сатира на современную европейскую цивилизацию с ее мультикультурализмом и толерантностью (например, там несколько раз люди указывают на национальность друг друга, хотя это считается неприличным). Но хотелось бы вставить свои 5 копеек.
Надпись "You have nothing"
Во всем фильме у всех персонажей какое-то проблемы с правдивостью и ответственностью: помощник Кристиана, сначала сказал, что разложит листовки в ящики многоквартирного дома сам, а когда они приехали на место, то этот помощник говорит, что он это делать не будет, пока Кристиан раскладывает листовки, какой-то хулиган пристает к помощнику Кристиана и спрашивает: его ли это роскошная тесла, помощник врёт, что его, хулиган говорит: тогда проедь, помощник Кристиана отказывается, когда на имя Кристиана приходит второй конверт (после того как Кристиан получил свои вещи назад), то Кристиан опять посылает помощника, а когда мальчик 10 лет спрашивает: ты Кристиан?, то помощник говорит да, а потом когда мальчик говорит: "извинись", то тот ему говорит "Кристиан - мой босс", тогда мальчик решает, что ему врут; когда у Кристана был секс с журналисткой из Америки (хотя ему было бы явно интереснее затащить в кровать молоденькую сотрудницу музея), то он Кристиан не отвечает на ее звонки, а когда она начинает задавать прямые вопросы: у нас было? Это что-то для тебя значит? Как меня зовут? то Кристиан отвечает максимально уклончиво, а потом из оборонительной позиции переходит в наступательную; когда Кристиана находит мальчик, которому запретили все на свете из-за записки Кристиана, то Кристиан отсылает своих дочек спать отнекивается от того, что говорит мальчик, закрывает дверь перед его носом и не хочет перед ним извиниться; когда общество возмущено рекламной компанией выставки, то Кристиан на пресс-конференции путается в ответах, принимая то одну, то другую позицию; музей официально заявляет, что то, что сделано в видео не является официальной позицией музея.
Тема равнодушия проходит через весь фильм. Это связано, наверное, с идеей произведения, вокруг которого все крутится . Толпа игнорит девушку с плакатом "Вы хотите спасти жизнь человека", потом люди игнорят Кристиана, потерявшего телефон, во время обсуждения выставки все не обращают внимание на плач ребенка, Кристиан игнорит маленького мальчика, требующего извиниться.
В этом фильме еще особенно остро виден тупик современного искусства. Хотя мы видим произведения, но они абсолютно неинтересны (квадрат, кучки хлама). А интереснее частная жизнь тех, кто этим всем занимается. На артист-ток с художником выясняется какая-то абсолютная тупость их создателя:
Х:- для меня отправная точка творчества - это мое го окружение и непосредственно использунэемые предметы, я исследую отклик зрителя на искусство в том смысле заключенные в рамки мгновения, проливающие свет на повседневные объекты, которые обычно остаются незаметными в своем привычном контексте. Мне интересно, как пейзаж, помещенный в галерею соотносится с пространством галереи, как это пространство играет с пространством у нас в голове в душе смотрящего
-Вы говорили о пейзаже и я вспомнила позднего Роберта Смитсона, он комбинировал фото и ландшафт, в качестве материала он использовал почву, камни, листья и смешивал их с другими материалами. Твк, значит лэнд арт создается добавлением бетона и метала к почве, камням и листве и это основное направление Вашей работы?
Х:- Смитсон мой друг, его интересовала эстетика земли и плодов земли, меня же интересует их использование
И выкрики человека с синдромом Турерта "дрянь, отвали, ублюдок" уже кажутся неслучайными.
Сам по себе квадрат и выставка неинтересны. Это понимают все. Поэтому идут на спекуляцию тем, что вызывает максимальный отклик у широкой аудитории, потом говорят, что это видео не является официальной позицией музея.
В фильме есть намеки на животную сущность человека, которые ставят под сомнение все, что связано с толерантностью в фильме. Точнее - ее обратная сторона: перформанс, где надо сидеть тихо, чтобы тебя не тронули, но где эстеты из арт-сообщества сильно бьют перформансиста при попытке изнасиловать женщину (которая до этого неоднократно просила о помощи), хотя художнику уже похлопали, намекнув, что пора завершать перформанс. Вся эта сцена в роскошном интерьере почему-то навевает мысли о голландских и нидерландских натюрмортах с обезьянами, хватающими снедь (у Франса Снейдерса этот элемент часто присутствовал в композициях).
Франс Снейдерс. Натюрморт с обезьяной и попугаем. Холст, масло. 87х115. 17 век.
Момент, где Кристиан роется в мусорных мешках, чтобы найти телефон мальчика становится кульминацией всей этой сатиры на "общество равных возможностей", поскольку в этой сцене главный куратор роется в мусоре под дождем как нищий, а потом выясняется, что он должен покинуть свой высокий пост в связи с этой историей.
p.s. Еще любопытная деталь. Дома у американской журналистки живет большая обезьяна. Это наполнило кадр из фильма "Корпорация Святые моторы", 2012, где человек, сменивший за день много разных ролей и социальных амплуа - от идеального любовника до чудища, вылезшего из канализации и похищающего супермодель, - он, наконец обнажает свое лицо и садится есть с обезьянами. Словно это про то, что животные честнее, чем мы.
Данный текст является личным мнением автора, а потому точка зрения автора может не совпадать с мнением ведущих экспертов по теме "кино"
Художник. Тексты об искусствеПерейти на t.me/s/sivkovamasha76art