Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Звонарь, IT-специалист, видеомонтажёр, фотограф, путешественник  · 25 июн 2023

Протоиерей Константин Кобелев* Конкурс на право изготовления колоколов для Храма Христа Спасителя (часть1)

из книги «Колокола сии сооружали мастера ЗИЛа и иные трудники»
Публикуется с разрешения правообладателя из электронного варианта книги в открытом доступе
* * *
21 декабря 1995 года. Завтра «Нечаянная радость» – праздник иконы Пресвятой Богородицы, особо чтимой в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Все мысли об этом.

Ко мне пришёл человек и передал, что я приглашаюсь в экспертную группу по определению качества колоколов, выставленных на конкурс по изготовлению колоколов для Храма Христа Спасителя. Я отказался – сейчас не до того. Но в конце Всенощной поделился со своим духовным отцом и наставником батюшкой Александром Егоровым.

«Нет, ну почему же? Дело хорошее. Давай-давай. Бог тебя благословит». Я сообщил о своём согласии отцу Михаилу Рязанцеву, который строил Храм Христа Спасителя, и с понедельника, 25 декабря, был уже на стройплощадке. Нам сказали, что в конкурсе два участника, названия организаций не разглашаются − они идут под девизами «Тембр» и «Янтарь» **. Нам выдали техническое задание конкурса, по которому мы должны оценивать колокола. Из списка колоколов Храма первой постройки ‒ XIX века ‒ колокола № 5−14 конкурсанты должны были воспроизвести так, чтобы по качеству их изготовления Комиссия по воссозданию Храма Христа Спасителя смогла доверить победителю право на отливку тяжёлых колоколов (№ 1−4). А мы, эксперты, должны были к заседанию Комиссии, назначенному на 29 декабря, представить свои мнения.

Среди членов экспертной группы я увидел двух своих знакомых. Это был Игорь Васильевич Коновалов, звонарь Московского Кремля, один из таких больших специалистов, которые могли оценить звучание колокола, знаток многих исторических колоколов. Он был для меня большим авторитетом, ибо я и сам пытался учиться звонить, и старший мой сын Дионисий звонил под руководством учеников Игоря Васильевича. Вторым был иеромонах Гурий (Фёдоров), с которым мне неоднократно доводилось служить в бытность его старшим иподиаконом Патриарха Алексия II. Сейчас отец Гурий служил здесь рядом, в храме-часовне Державной иконы Божией Матери. Хотя он и нёс послушание члена искусствоведческой комиссии при рабочей группе по проектированию и строительству Храма Христа Спасителя, он полагался, в первую очередь, на мнение звонарей.

Первыми на площадке появились колокола, выставленные под девизом «Тембр». Мы с интересом наблюдали, как их развешивали. Внешне колокола были в одном стиле, традиционно православном, строгом, по цвету будто старые. При первой возможности мы приступили к тщательному осмотру. Несколько раз в течение недели мы, советуясь друг с другом, сличали изображения и тексты на колоколах с выданным нам техническим заданием и отклонений не обнаружили. (Справедливости ради скажу, что уже позднее, при анализе фотографий, мы заметили такие неточности, как, например, написание на колоколах 115 и 14 пудов слов «Господь», «Господи» на церковнославянском языке без титла.)

Батюшка Александр дал мне свой камертон. Я пытался оценить высоту тона звучания колоколов и не обнаружил отклонений от задания. Здесь следует отметить, что я смог определить лишь одну ноту, по своему собственному восприятию и уровню моего музыкального слуха, а звук колокола – это целый аккорд. Между собой колокола «Тембра» замечательно согласовывались, образуя минорное трезвучие до-ми-ля. На мой слух колокола ЗИЛа звучали идеально. Игорь Василевич Коновалов, как человек более искушённый, моих восторгов не разделял, относился критично, ждал колокола «Янтаря».

И вот привезли набор «Янтаря».

«Действительно, янтарь», − подумал я. Если первый набор был под цвет покрытых патиной старых колоколов, то «Янтарь» сверкал и блестел яркими тонами, как начищенные медяшки…

И, что бросилось в глаза, колокола были перегружены различными украшениями, тем более что не самые большие, а мелкие – на мелких колоколах ведь обычно изображения не делают. «Но это не главное, не будем предубеждаться», − говорил я себе.

При первом же осмотре на 200-пудовике я увидел изображение своего святого. Приятно, конечно, − святого царя Константина я очень почитаю, но тут что-то не так! Смотрю задание: он должен быть на колоколе № 6, а не № 5!
Конкурсные колокола «Тембра» (АМО ЗИЛ)
Как же так??? Изготовители «Янтаря» поменяли святых апостола Павла с царём Константином местами! На что они рассчитывали, за кого принимали членов комиссии? Дальше – больше: и в изображениях, и в надписях. Даже цитаты из «Символа веры», который каждый христианин должен знать наизусть, и то были искажены. Собралось много замечаний: почти на каждом колоколе что-то было не так. Это было очень странно. Например, как я уже упоминал, на малых колоколах изображения не делаются. Дело в том, что стенка у таких колоколов тонкая, если на ней отлито ещё и изображение, то будет диссонанс, большая неравномерность в распределении металла, и это всё отразится на звучании. А на одном из малых колоколов «Янтаря» было даже изображение Патриарха Алексия II.

В этой связи возник законный вопрос: если мы восстанавливаем Храм Христа Спасителя, построенный в 1883 году, как там мог быть Патриарх Алексий II? Возникло такое предположение, которое потом подтвердилось: эти колокола были отлиты раньше по какому-то совершенно другому поводу. Например, к празднику 1000-летия Крещения Руси или ещё к чему-то в этом роде.
* Константин Кобелев, родился 12 апреля 1957 г. в г. Москве. В 1979 г. окончил биофак МГУ им. М.В.Ломоносова, в 1997 г.− Московскую православную духовную академию (МПДА). В 1979−1991 гг. работал в ИФР РАН старшим инженером. Пришёл в Церковь в 1980-е гг. благодаря крёстному Анатолию Гармаеву (в настоящее время − протоиерей). Сначала служил алтарником в храме святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке, где его духовным отцом и наставником стал протоиерей Александр Егоров. В 1991 г. отец Константин рукоположен в сан дьякона.
В 1995 г., будучи одним из звонарей храма пророка Илии, активно участвовал в работе экспертной группы по определению качества колоколов, выставленных на конкурс по изготовлению колоколов для Храма Христа Спасителя. Отдал свой голос за колокола АМО ЗИЛ и в дальнейшем сотрудничал с заводскими специалистами при отливке тяжёлых колоколов для Храма Христа Спасителя.
В 1998 г. отец Константин рукоположен в сан пресвитера. С 2016 г. работал в УФСИН России по г. Москве помощником начальника по организации работ с верующими. В настоящее время ‒ на пенсии по возрасту.
Является клириком храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве.
** «Тембр» - колокола «ЗИЛ», «Янтарь» - колокола «ЛИТЭКС»
Конкурс на право производства колоколов для Храма Христа Спасителя.
Декабрь 1995 г. – январь 1996 г.
Дополнительная информация
#bell-ringing #bells #campanology #ЗиЛ #ХХС #ХрамХристаСпасителя #бронза #виброакустика #завод #колокола #колокольныйзвон #конкурс #литьё