Различие трансцендентного и трансцендентального ввел И. Кант, используя понятия предшествующей (средневековой, если не ошибаюсь) философии, в которой они были близки по содержанию и смыслу. Кенигсбергский философ употребил эти понятия, чтобы описать возможность и ограниченность (обусловленность) опыта.
То, что находится за пределами (trans-) чувственного опыта, не может быть предметом опытного знания (но может мыслиться и быть предметом другого познания) - это трансцендентное. То, что также не присутствует в опыте, но все же не альтернативно ему, сопряжено с ним - трансцендентальное. Оно не дано в опыте, но делает его возможным, обусловливает его содержание. Без трансценденталий (не трансценденций!), например пространства и времени (формы чувственного созерцания), рассудочных понятий, априорных идей разума, никакой опыт (а значит и познание) невозможен, он "рассыпается", его нет как определенного опыта, опыта "чего-то" или "о чем-либо".
Хорошая метафора трансцендентального - граница (цензус с лат. и есть граница, черта). Граница и связана с тем, что ограничивает (держит в своих пределах), иначе она была бы границей чего-то другого, и не совпадает с этим ограничиваемым (находится как-бы "за" ним, "снаружи" него), иначе она не была бы границей.
Исправляю собственную описку ☺ Последний абзац - о трансцендентальном. Граница - метафора трансцендентального, конечно.
Трансцендентный - лежащий за гранью любого познания. Например, Бог.
Трансцендентальный - независимый от опыта, априорный.
P.S. В философии Канта.
Может ли априорное знание находиться за пределами любого познания?
Трансцедентный это, как сказали выше, то что находится за рамками нашего познания (онтологически не познаваемое).
Трансцедентальное это то посредством чего мы познаём действительность и знания о котором в нас заложено с рождения (a priori). Например, пространство и время.
А если проще, то это просто призма, сквозь которую мы видим действительность.