Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем настоящая ценность классической музыки и почему она считается априори лучше всей остальной?

Классическая музыкаМузыкальный журнал «рубель»
Алёна Смолюк
  · 3,6 K
Музыка, искусство, наука, история.  · 27 июл 2022
Здравствуйте. В Вашей формулировке есть ключевая фактическая ошибка и не точное определение. В сумме они лишают вопрос смысла, совершенно незаметно для Вас.
Попробуем разобраться. Неточность - слово "классическая". Чаще всего под этим термином понимают академическую музыку. В действительности в музыковедении этот термин обозначает конкретный, и довольно короткий исторический период, к тому же сильно ограниченный географически. Венский классицизм.
Другое значение слова "классический" - нечто, ставшее образцом. Это уже ближе к истине, и подводит нас к фактической ошибке. Она заключена в слове "априори". То есть, "до опыта, вне опыта".
Это очень большое заблуждение. Ни в малейшей степени не "до". А строго после. Причём опыт, в сумме, охватывает несколько тысячелетий развития европейской музыки, начиная с греков. 
В академической музыке, если считать не в абсолютных величинах, а в процентах, процент брака ничем не отличается от других жанров. Бывает скучный рок, джаз, поп и т.д., поскольку написан по необходимости, слишком от ума, чтоб было и прочее в том же духе.
Точно так же бывает и абсолютно немузыкальная, плохо сделанная академическая музыка. В процентном отношении, конечно.
Как бывают плохо спроектированные или сделанные бытовые товары, мосты, и даже целые политические системы. "На отвали".
Таким образом, под классикой в большинстве случаев понимают как раз наилучшие образцы, надёжно проверенные временем. Многократно исполненные, многократно проанализированные, но самое главное, хорошо связанные с глубинами нашего "я".
В известной степени это можно сравнить с удачными инженерными решениями. Разве подвеска Макферсона считается оптимальным решением для многих ситуаций априорно? Конечно нет. Она настолько хорошо отработана поколениями инженеров, что стала именем нарицательным.
Но надо делать поправку на то, что инженерия бывает не утилитарной только иногда, в силу своей природы, а музыка, тоже в силу своей природы, лишь иногда бывает утилитарной.
Так что сравнение корректно только в некоторой степени.
Многое из современной музыки станет, со временем, классикой. И совсем не обязательно это будут сочинения академических композиторов. Собственно, многое созданное в конце двадцатого века уже стало.
Есть своя классика и в арабской, и в индийской и в латиноамериканской музыке. Во всех регионах.
Классика - просто лучшие образцы. Не стоит как-то выделять академическую музыку. Конечно, если ты пятнадцать лет изучал музыку, ни на что не отвлекаясь, шанс создать стоящее произведение, или очень хорошо исполнить написанное кем-то до тебя, заметно повышается. И консерваторская система образования даёт намного больше возможностей в этом смысле, чем самообразование.
Поэтому академических образцов в списке классики больше, чем каких-либо других.
Но мир меняется, и появляются альтернатива. Двадцатый век это очень хорошо показал. Среди классики двадцатого века процент авторов,  изучивших музыку полностью самостоятельно заметно вырос.
Как он изменится со временем сказать трудно. Скорее всего, достигнет некоторой величины и остановится. Музыкальное образование довольно быстро, по историческим меркам, реформируется. Возможно, оно изменится настолько, что нужда (любая, идеологическая или материальная) в отказе от него отпадёт.
Ну, и в заключение о восприятии. Единственная проблема восприятия музыки, написанной до середины двадцатого века, для современного человека - язык. Но она решаема. Точно так же, как вполне возможно выучить арабский или вьетнамский, можно и выучить любой эстетический язык. Хоть девятнадцатого века, хоть семнадцатого, хоть второго до нашей эры.
И поверьте, если Вы это сделаете, не пожалеете. Старая и даже древняя музыка, несмотря на то, что её язык кажется Вам архаичным, актуальности отнюдь не потеряла. Мы не настолько изменились, чтобы она перестала сильно воздействовать на нас, если научиться её слышать.
Я сам прошёл этот путь, будучи уже довольно взрослым. Причём в начале не воспринимал ничего, старше нескольких лет до текущего момента. Точно так же, как и большинство современных подростков.
Через лет пять от начала попытки выучить язык уже писал переложения и аранжировки академических авторов самых разных эпох, и их с удовольствием исполняли опытные, а иной раз и маститые  академические музыканты. 
Это я к тому, что процесс понимания может произойти взрывообразно. Накопилось, взорвалось, и ты уже на совсем другом уровне и восприятия, и мастерства. Обогащает настолько, что словами очень трудно описать.
Ты получаешь свободный доступ ко всему лучшему, что создало человечество. К тому, что заставляет думать "нет, человек это не просто самый опасный зверь на планете. Возможно, он всё таки не зверь. Если эти люди смогли, то, в потенциале, и любой может".
Ты получаешь удивительный круг общения в лице ушедших гениев. Это действительно трудно описать.
В общем, советую всё же попытаться. Всех благ.
Поделитесь своими предпочтениям, любимыми композициями, интересными стилями и направлениями? — https://yandex.ru/q/... Читать дальше