К двусложным размерам стиха относятся ямб и хорей.
1) Ямб - двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы. Еще говорят ,что ударение при ямбе падает на четные слоги. Например, из произведений классиков:
Двухстопный ямб:
Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали... (А.Пушкин)
Четырехстопный ямб:
Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)
Шестистопный ямб:
К блестящим шалостям, как прежде, не привязан,
Я правилам твоим последовать бы мог... (Е. Баратынский)
2) Хорей - это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог стопы., т.е. на нечетный слог. И снова из произведений классиков:
Трехстопный хорей:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов)
Четырехстопный хорей:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)
Пятистопный хорей:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит... (М. Лермонтов).
Уместным будет упомянуть, что такое стопа в стихотворении. Это единица измерения стихотворного размера, состоящая из нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Чтобы понять каким размером пользовался автор, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и соответственно называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.д.
К трехсложным размерам относятся
1. Дактиль - размер стиха, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы, т.е. первый ударный и два последующих безударные. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Примеры:
В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники. (М.Ю.Лермонтов).
2. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в произведениях А. Блока: "Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! Приветствую звоном щита!" и "Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. "
3. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: "Есть женщины в русских селеньях" Н.А.Некрасова и
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)
Всё понятно, спасибок :)